все о профессиональном звуке

Интервью с Томми Эмманюэлем

Томми Эмманюэль:

«Музыкой я пытаюсь рассказать историю без слов…»

На афише московского концерта гитариста Томми Эммануэля написано – «один из лучших гитаристов мира». Но гитара столь многолика и разнообразна, что сама попытка определить хотя бы нескольких лучших сразу вызывает недоумение. Как сравнивать? Есть блистательные мастера классической гитары, есть прославленные гиганты джаза, есть легендарные монстры рок-гитары, есть ослепительные виртуозы фламенко – кого из них причислить к «лучшим в мире», а кого оставить во «втором ряду»? Музыка – не спорт, где можно определить лучшего по объективным параметрам – секундам, метрам, килограммам. В искусстве оценка всегда субъективна, даже если оценивают эксперты.

И, тем не менее, к Томми Эмманюэлю вполне подходит определение из афиши. Он, безусловно, один из самых ярких и необычных современных гитаристов, со своим индивидуальным почерком и неповторимой манерой игры, играющий оригинальную музыку в сразу узнаваемых аранжировках. Критики затрудняются определить его музыкальный стиль, поэтому музыка Томми Эммануэля никак не ложится на готовую полочку жестко расписанных «форматов» современной музыки. Уже это показывает масштаб музыканта, ведь истинно крупный артист не считается с готовыми форматами и общепринятой стилистикой, а творит так, как ему подсказывает его талант. Без преувеличения можно сказать, что Томми Эмманюэль изменил гитарный мир, - при всем влиянии на его творчество разных знаменитых музыкантов до него так не играли. Он - один из немногих современных гитаристов, кто оказывает влияние на развитие техники игры на инструменте. Он преодолел многие неизбежные ограничения (свойственные, впрочем, любому инструменту) и заставил гитару  звучать так, как она до этого не звучала.

Сам характер его выступлений – сольный гитарный концерт, когда на сцене весь вечер один музыкант, без аккомпанемента – необычен и встречается только у классических гитаристов. Но со сцены звучит не классика, а современная музыка разных жанров и стилей. Надо признать, Томми Эмманюэль производит большее впечатление в живом выступлении, чем в студийной звукозаписи. Его игру надо видеть! Один человек держит в неослабном напряжении весь зал, его музыка – это непрерывный поток мощной музыкальной энергии, богатейших звуковых фактур и изобретательнейшей исполнительской техники. 

Фото статьи

Конечно, рядового слушателя вначале привлекает блестящая виртуозность маэстро, некоторая эксцентричность его сценического стиля, элементы цирковой подачи. (Есть в цирке такой жанр клоунады – музыкальный эксцентрик, когда артист катается на одноколесном велосипеде и при этом играет на скрипке или кларнете). Но вскоре внимание к внешней стороне шоу уходит, и слушатель погружается в «перпетуум мобиле» музыкальной мысли артиста. К тому же Томми Эмманюэль – не углубленный в свою игру музыкант-исполнитель, а остроумный артист, шоумен, непосредственно адресующийся к аудитории и живо общающийся с ней со сцены прямо во время игры. И слушатели чувствуют, что каждая нота, каждый звук обращен к ним, подобно слову.

Уроженцу далекой Австралии Томми Эмманюэлю 31 мая 2015 года исполнилось 60 лет, и на сцене он профессионально работает с детства. Его кумиром с ранней юности был знаменитый американский кантри-гитарист Чет Аткинс, которого он услышал по радио, и его влияние заметно в музыке Томми. В 1997 году мечта Томми сбылась – он записал дуэтный альбом с великим маэстро, что сделало его имя известным в кругах ценителей кантри и джазовой гитары. Международная же известность пришла к Томми Эмманюэлю после Олимпийских игр 2000 года в Сиднее, где на церемонии закрытия игр они с братом сыграли эксцентрический «цирковой» номер - вдвоем на одной гитаре. После этого начались крупные мировые туры артиста по Америке и Европе, а сам он перебрался на жительство в столицу музыки кантри - город Нэшвилл, Теннесси, США. Жаль, что всемирная популярность пришла к музыканту поздно, когда ему было уже за 40, но зато теперь Томми частый гость в Европе, неоднократно бывал он с концертами и в России.

Наш разговор с Томми Эмманюэлем – о его музыке, его вкусах, о том, что он хочет сказать людям своим творчеством.

Анатолий Вейценфельд: В чем корни, истоки вашего стиля игры? Классическая гитара, блюграсс, джаз, цыганский стиль «мануш»?

Томми Эмманюэль: Мой стиль напрямую происходит из музыки Мерла Трэвиса, Чета Аткинса,  Джерри Рида, но я испытывал влияние самой разной музыки – классики, джаза, свинга. Я рос на музыке кантри, рок-н-ролле и ритм-энд-блюзе. Мой стиль – смесь очень большого количества жанров.

Вы играете только сольно, или в ансамблях с другими музыкантами?

В концертных турах я играю соло, но я сотрудничаю с музыкантами, чье творчество подталкивает меня к новым идеям, Это и пианисты, и саксофонисты, и барабанщики, и басисты… У меня есть ансамблевые альбомы. В центре моего внимания – сама пьеса, песня, то, как она будет звучать… Я старюсь все время учиться, вбирать все новое, чтобы мои пьесы становились все лучше.

Фото статьи

Каков баланс между импровизацией и композицией в вашей музыке?

Импровизация – это то, чем я занимаюсь каждый день, стараясь создать новые идеи. Пианист Кейт Джаррет импровизирует каждую свою вещь, и это исключение, но я тоже пытаюсь делать подобное. Но главное для меня – это композиция. Главное - сочинить мелодию. Я музыкой рассказываю историю, я создаю образ, который возникает в моем воображении, и пытаюсь, чтобы этот образ возник в воображении слушателя, я делаю невидимое музыкой. Я пытаюсь рассказать историю без слов.

Как вы определите ваш собственный музыкальный стиль? Он ближе к джазу, к кантри, к world music?

Для меня все, что я играю – это большое кантри. Даже если я играю джазовую тему, это тоже кантри. Можно попытаться описать мою музыку как world music, но это другое. Это музыка Африки, Индии, Южной Америки, это этническая музыка всего мира, включая и европейскую, например, Шотландию. А я стараюсь соединить все вместе, и в том числе музыку кино, которую я очень люблю. Я стремлюсь писать музыку, которая будет запоминаться, будет трогать душу, будет рассказывать историю. Я не воспринимаю себя как просто сольного гитариста, но стараюсь сделать возможности выражения бесконечными.

Фото статьи

Какие гитары вы используете в концерте?

Две гитары Maton EBG808 TE и одну Maton TE 1. Они сделаны по моему заказу и спецификациям, но теперь продаются как серийные.

Используете ли Вы сложные современные технологии, электронику?

Да, но не какие-то сложные эффекты. У меня на сцене нет эффектов. Я использую преамп немецкой фирмы AER Pocket Tools Colorizer и усилитель AER Compact 60. Я включаю гитару через тюнер Boss в преамп, и далее сигнал идет в консоль. Это один сигнал, а второй сигнал идет из преампа в усилитель, а из него через DI-out опять же на консоль, и далее портальную систему, в комплекс звукоусиления залаю Вот микс между этими сигналами – это и есть мой звук.

Мне довелось встретиться в 1999 году с Четом Аткинсом, и я спросил его, среди прочего, какой ревербератор он считает лучшим. Он ответил совершенно неожиданно – «лучшая реверберация была у нас в школе в туалете»…

Это точно! Вообще лучше всего звучит живой зал, живое помещение, натуральная акустика, вокзалы, соборы, лестницы, холлы и т.д. У меня на сцене нет ревербератора, это все делает мой звукорежиссер. При записи студийных альбомов я использую ревербераторы Lexicon. Кстати, Чет Аткинс был не только великий музыкант, но и выдающийся продюсер, у него много наград Грэмми, он их получил как продюсер, и он был отличный инженер, много занимался записью.

Фото статьи

А вы применяете старые пружинные ревербераторы, встроенные в комбики?

Нет, это не тот звук, но Четкинс и я использовали листовой ревербератор AKG AMT, вот у них был прекрасный звук. Но многие годы я использую Lexicon, это то, что надо, Lexicon - это настоящий «Друг гитаристов».

Еще одна уникальная встреча – лет 15 назад я встретил на Конгрессе AES Леса Пола на стенде персональных ушных мониторов IEM, и он сказал, что собирается купить их для выступлений в клубе. А как вам мониторинг в наушниках?

Мне это не подходит, я на сцене один, мне не нужно слушать других, зато нужен настоящий реальный звук сцены и зала, поэтому я пользуюсь обычными напольными мониторами, это то, что мне надо.

Используете ли вы семплирование, игру под семплы или воспроизводимую фонограмму?

Нет. Когда-то я применял это, в том числе на ранних альбомах, теперь нет, на сцене – никогда. Все, что звучит на сцене, должно быть сыграно здесь и сейчас. Очень важный человек в моей работе – мой постоянный персональный звукорежиссер Стив Лоу. Мы работаем вместе, тщательно работаем над звуком. Он делает из моего сигнала большой «жирный» звук, который идет в зал. И он занимается эффектами. Когда слушатель слышит реверберацию, задержку – это не моя работа, это делает он. И он получает за это хорошие деньги (смеется…) И у меня есть еще два тур-менеджера, которые занимаются организационными вопросами.

Фото статьи

Последние годы вы играете только на акустической гитаре, не на электрической?

В общем да, но летом этого года я буду гастролировать в Италии с биг-бендом, поэтому я буду играть также на электрогитаре, это будет Fender Telecaster. У Fender «мой» звук, я его люблю больше всего. В туре я вожу три гитары. Две академические, а третья имеет другой размер. У одной гитары обычный строй, и я с ней ничего не делаю, а у двух других другой строй, я не кручу колки и не меняю строй на сцене, а сразу меняю одну гитару на другую.

Ваш стиль и техника игры меняются от акустической гитары к электрической, или остаются теми же самыми?

Мой стиль зависит от того, какую вещь я играю. В остальном различий нет, именно в отношении типа инструмента - акустической или электрогитары.

Вы всегда используете кольцевой плектр на большом пальце, или играете и без него?

Нет, я в разных пьесах играю по-разному. У меня не очень крепкие ногти, поэтому они, как видите, совсем короткие, я не могу их использовать, но я добился, что кончики пальцев у меня очень твердые и они дают звук, как ноготь. В некоторых пьесах я играю обычным плоским медиатором, я могу играть в технике finger-pick медиатором.

Фото статьи

Играете ли вы на гитаре с нейлоновыми струнами, или только со стальными?

Я играю на гитаре с нейлоновыми струнами дома в Нэшвилле, в процессе работы над композициями, но в концертных турах я использую только три гитары, как я уже говорил, и там стальные струны. Я люблю нейлоновые струны, но звук гитары со стальными струнами – это мой «голос».

Играете ли вы дуэтом сами с собой, как это делал Лес Пол на ранних записях, выстраивая многослойную фактуру из сыгранных им треков?

Нет, я этого не делаю. Хотя на моем последнем альбоме я играю партии и ритм-гитары, и мелодическую линию. Но это только одна пьеса. В большинстве моих композиций я играю сразу все, как на фортепиано.

А используете ли вы игру тэппингом, технику touch-style,как Стэнли Джордан?

Нет, мне не нравится этот способ игры, он меня не трогает. Он слишком отличается от нормальной гитары, у меня нет желания играть тэппингом. Я мелодист, для меня главное мелодия и чувство, и, конечно, звук. Тэппинг позволяет создавать сложные гармонии, полифонию, но он, на мой взгляд, недостаточно эмоционален. А для меня важно чувство, я люблю Клэптона и Джеффа Бекка и музыкантов этого типа, кто несет мелодию и эмоцию.

Ваши музыкальные идеи ближе к року или к джазу, в гармоническом отношении, например?

Я люблю все стили музыки. Я люблю фламенко, я люблю AC/DC, я люблю Андреса Сеговию, я люблю хороший рок и хорошую поп-музыку. Все, что наполняет душу. От Ареты Франклин до Бонни Рэй. Здесь в России я встречал много хороших музыкантов, мой друг Алексей Архиповский играет на балалайке, и на таком маленьком инструменте он изменил музыкальный мир, кто бы мог подумать, что такое возможно, это замечательно!

Да, его балалайка иногда звучит как банджо Эрла Скрэггса…

Верно, и как банджо тоже.

А некоторые ваши пьесы напоминают мне о Джанго Рейнхардте…

Я люблю Джанго!

Я это почувствовал, и вы же играете его “Les Nuages”…

Люди все время мне говорят, что считают Джимми Хендрикса величайшим гитаристом в истории, но это не так – Джанго главный!

Да, это был абсолютный гений!

Я очень люблю Джимми, его игру, его стиль, но для меня Джанго – номер один вне всякого сравнения, он лучший!

Я слышал, что вы не пользуетесь нотной записью?

Да, я не читаю ноты, я все играю по слуху.

Но это же не так трудно, научиться читать и писать ноты…

Для меня это очень трудно.

Фото статьи

И вот эти длинные, сложные по структуре композиции, с развитыми частями, с изощренной фактурой…

Да, все это у меня только в голове, я все запоминаю, все держу в памяти. Я могу ехать в машине, и мне приходит в голову идея, мелодия, и я ее держу в голове, пока не возьму в руки гитару и не перенесу на инструмент.

В таком случае у вас феноменальная память!

Да, вот такая, все держу в голове.

Вы удалили часть лака с верхней деки, сделали это место шершавым и используете гитару как уошборд (washboard, стиральная доска – народный ударный инструмент - прим. авт.) или маракас. Это ваше изобретение?

Да, и не только это, я играю на гитаре щетками от ударных, играю щетками по микрофону, играю по корпусу гитары как по бонгам, и много чего еще, все это такое «развлечение». Живое исполнение на сцене – это развлекательный бизнес, когда весело и прикольно, когда публика радуется – это нормально! That’s Entertainment! (Thats Entertainment! – название знаменитого бродвейского мюзикла 1930-х годов – прим. авт.)

Спасибо за интересную беседу, я желаю вам огромного успеха на концертах в России, как это бывает обычно!

Spa-si-bo!

Автор выражает глубокую признательность Тимуру Ведерникову и Леониду Розину за помощь в организации интервью

27 ноября 2015

Анатолий Вейценфельд

Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.

Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.

Новые статьи

Итоги XIX Конкурса имени Бабушкина

18 мая 2022

Церемония награждения лауреатов

11 мая 2022

Участники XIX Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина

10 апреля 2022

Положение о Девятнадцатом Всероссийском конкурсе творческих работ студентов-звукорежиссеров имени В.Б. Бабушкина

02 марта 2022

149 конгресс AES – научные результаты

10 января 2021

Звукорежиссеры на Национальном открытом чемпионате творческих компетенций Artmasters

30 октября 2020

148 конгресс AES - научные результаты

12 августа 2020

Стереофонические микрофонные системы

01 июля 2020

Аналоговые системы шумоподавления

19 июня 2020

Результаты XVIII Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. В.Б. Бабушкина

02 мая 2020