все о профессиональном звуке

Устройства динамической обработки сигналов

В настоящее время существует огромное количество различных приборов для динамической обработки звуковых сигналов - это компрессоры, пороговые ограничители (гейты), экспандеры, левеллеры, лимитеры и т.д., а также их программные аналоги. В таком многообразии нетрудно и запутаться... Какой прибор необходим в конкретной ситуации? Чем отличаются приборы, имеющие схожее действие, например, гейт и экспандер? А компрессор и левеллер? И таких вопросов - множество. Включая и наиболее часто встречающийся - для чего вообще нужна "динамическая обработка"?

Устройства динамической обработки сигналов применяются в двух случаях: либо в художественных целях (это тема особого разговора), либо для получения более качественного звучания. Но что значит - более качественного? Разве "живое" звучание - недостаточно хорошо? В концертном зале - да, конечно. Но в тех случаях, когда сигнал необходимо записывать, или передавать по линиям связи, мы сталкиваемся с тем объективным фактором, что динамический диапазон любого тракта, к сожалению, ограничен.

Указываемые параметры цифровых записей, например, динамический диапазон в 96 дБ, не совсем верны. Если рассматривать их как отношение самого громкого сигнала к уровню шумов в паузе – цифры правильны. Однако это справедливо только для сигналов максимальной амплитуды. Реальные же звуковые сигналы имеют довольно большой пик-фактор, так что от 96 дБ необходимо отнять примерно 15-20 дБ. Осталось менее 80 дБ. Кроме того, необходимо учесть, что в цифровых трактах качество сигналов сильно ухудшается при уменьшении его амплитуды. Сигнал с уровнем -60 дБ передается фактически всего лишь десятью, а то и шестью разрядами цифрового кода. При этом говорить о сколько-нибудь приличном звучании, естественно, уже не приходится. Таким образом, динамический диапазон компакт-диска реально составляет величину существенно меньшую, чем 96 дБ.

Динамический же диапазон реальных сигналов может быть гораздо больше, например, для симфонического оркестра он может составлять до 120 дБ! И как его передать в ограниченном диапазоне тракта?

Вторая большая группа проблем - это мешающие сигналы. Шумы в паузе, пролезающие в микрофоны посторонние сигналы, фоны и шипения от гитарных эффектов и т.п. Во всех этих случаях возникает необходимость в автоматическом управлении уровнями сигналов, то есть в применении устройств динамической обработки сигналов.

Все устройства динамической обработки можно разделить на два больших класса: по характеру взаимосвязи их коэффициента усиления и уровня входного сигнала.

Если при увеличении уровня входного сигнала коэффициент передачи устройства уменьшается - то это компрессор и/или его разновидности, такие, как лимитер, левеллер, "дакер", и др.

Если же при увеличении входного сигнала коэффициент передачи устройства также увеличивается - то это экспандер или гейт.

Все устройства динамической обработки сигналов относятся к одному из двух этих классов. Существует, конечно, большое число приборов, носящих различного рода громкие "фирменные" названия, не несущие никакой явной смысловой нагрузки, либо, в лучшем случае, представляющие собой сложносоставные названия, из частей названий приборов. Например, "компеллор" - это "КОМПрессор + левЕЛЛЕР".

Компрессор и его производные

Это устройство для сжатия динамического диапазона исходного звукового сигнала. Основными параметрами компрессии являются: степень компрессии (ratio), порог срабатывания (threshold), а также время срабатывания (attack) и время восстановления (release). Первые две величины отражены на графике компрессии (рис. 1).

Рис.1

Фото статьи

На этом рисунке по горизонтали показано входное напряжение компрессора, выраженное для удобства в децибелах, по вертикали - выходное, а толстая линия - это проходная характеристика компрессора. На графике видно, что выходной сигнал равен входному до точки срабатывания (начала работы) компрессора - threshold (порог срабатывания). Начиная с этой точки, выходной сигнал компрессора увеличивается в меньшей степени, чем входной, т.е. осуществляется компрессия. Мерой компрессии служит степень компрессии (ratio).

Степень компрессии - это отношение величины приращения входного сигнала к величине вызванного им приращения выходного сигнала. (При этом - измеряемые величины выражаются в децибелах!) ratio  = DUвх/DUвых

Динамические характеристики компрессоров определяются временами срабатывания (attack) и восстановления (release).

Время срабатывания (attack) - это промежуток времени между моментом, когда от источника подается скачок сигнала с уровнем на 6 дБ выше исходного, и моментом, когда выходной уровень достигает значения на 2 дБ выше установившегося значения выходного сигнала (рис. 2).

Рис 2

Фото статьи

Время восстановления (release) - это промежуток между моментом, когда уровень сигнала источника уменьшается на 6 дБ от исходного, и моментом, когда выходной уровень достигает значения на 2 дБ ниже его установившегося значения (рис. 3).

Рис.3

Фото статьи

Естественно, что все это должно происходить в области уровней входного сигнала, лежащих выше порога срабатывания.

Любой компрессор, как, впрочем, и любое устройство динамической обработки вообще, содержит звуковой тракт и цепь управления (рис. 4). Последняя в англоязычной литературе носит название side chain.

Рис.4

Фото статьи

В состав звукового тракта входят обычно: входной и выходной усилители (1 и 3, соответственно), и элемент, изменяющий коэффициент усиления звукового сигнала - управляемый усилитель VCA (2). Цепь управления состоит из выпрямителя (4) - для преобразования звукового сигнала в управляющее постоянное напряжение, и цепи управления компрессией 5. В последней и осуществляется установка динамических параметров компрессора, а также управление степенью компрессии и порогом срабатывания.

В некоторых моделях компрессоров, а также гейтов и пр., предусматриваются гнезда side chain - для включения в цепь управления, перед выпрямителем, дополнительного эквалайзера. При включении какого-либо эквалайзера в разрыв цепи управления, компрессор как бы "обманывается", т.е. он "видит" не совсем тот сигнал, который поступает на вход. Этим обеспечиваются более широкие функциональные возможности для обработки исходных сигналов: становится возможной частотно-зависимая динамическая обработка, например, де-эссер.

Строго говоря, применение компрессора с эквалайзером в side chain - это только имитация настоящего де-эссера. И может использоваться лишь на сольной вокальной партии, и то либо компрессор, либо де-эссер.

Эти гнезда по выполняемым функциям являются аналогом гнезд INSERT на микшерном пульте. С одной маленькой разницей - любые эквалайзеры, включенные в side chain, не изменяют тембр звука в основном канале! Они влияют только на параметры управления, и, соответственно, на характер осуществляемой динамической обработки.

Если отвлечься от конструктивных особенностей, то по характеру реакции на входной сигнал все компрессоры можно разделить на две большие группы: приборы с ручным управлением параметрами компрессии, и автоматизированные - с той или иной степенью автоматического управления этими параметрами.

В "ручных" все динамические параметры задаются пользователем, что обеспечивает очень большую свободу в выборе, для получения необходимых художественных результатов. Ведь не секрет, что компрессором можно изменить исходное звучание до полной неузнаваемости. "Ручной" компрессор как раз и служит именно для специального изменения характера исходного звучания. В зарубежной литературе этот тип компрессоров часто называется creative - "творческий".

Пользователю для работы с ними необходима достаточно высокая квалификация, так как вместо улучшения звука его можно непоправимо испортить, что, к сожалению, часто и происходит... Перекомпрессированный сигнал исправить в дальнейшем невозможно!

В автоматизированных компрессорах динамические параметры раз и навсегда установлены изготовителем, и их изменение пользователем невозможно. Хотя некоторые известные производители, выпускающие действительно добротную продукцию, в ряде моделей предлагают на выбор несколько алгоритмов автоматизации для различных вариантов обработки.

Как правило, большинство автоматизированных компрессоров не изменяют динамические параметры звука сколько-нибудь существенным образом, а только выравнивают исходное звучание, делают его более плотным и насыщенным.

Автоматизированные компрессоры, в свою очередь, можно разделить также на два больших класса - RMS, и, условно говоря, "не-RMS".

"Не-RMS" - это компрессоры, имеющие обычный детектор (иногда называемый пиковым), и один или несколько наборов заводских предустановок (пресетов) различных сочетаний времен срабатывания attack и восстановления release. Как правило, один вариант предустановок компрессора предназначен для обработки какого-то одного рекомендованного производителем типа сигналов, и только в этом случае работа такого компрессора будет действительно хорошей. Связано это с тем, что все сигналы имеют сильно различающиеся динамические параметры, причем эти параметры для различных звучаний могут отличаться в сотни и даже тысячи раз. Очевидно, что сочетание параметров, оптимальное для одного звучания, для другого, скорее всего, будет малопригодно. Хотя иногда и это может дать интересные неожиданные эффекты.

Несколько особняком стоит RMS-компрессор - до недавнего времени экзотический для большинства наших звукорежиссеров тип компрессоров, но их популярность растет как в звукозаписи, так и в "живой" концертной работе. RMS - Root Mean Square (среднеквадратическое значение). Ранее в электронике бытовало понятие "эффективное значение", и эти термины - синонимы. Этот тип компрессора должен реагировать на эффективное, действующее значение сигнала. RMS-компрессор реагирует непосредственно на мощность звукового сигнала, а не на его мгновенные значения, как обычный компрессор. Цепи управления компрессоров этого типа построены таким образом, что длительный сигнал небольшой амплитуды гораздо важнее для управления усилением компрессора, нежели короткий импульс большой амплитуды. Это, однако, вовсе не означает, что, взяв обычный компрессор и установив регуляторы attack и release на максимум, вы получите RMS-компрессор. Ничего подобного - все гораздо сложнее...

Применяемые для цепей управления специальные схемы обладают очень малой погрешностью детектирования сигналов с большим пик-фактором и, как правило, имеют специальные цепи адаптации динамических параметров детектора к входному сигналу с учетом его восприятия слухом. Иначе говоря, временные параметры в настоящем RMS-компрессоре не являются чем-то раз и навсегда заданным, а сложным образом изменяются в зависимости от частоты и уровня входного сигнала, его спектра. Это обеспечивает отсутствие "механистичности" в работе компрессора и очень малую заметность вмешательства компрессора в обрабатываемый сигнал. Все это дает очень высокую "музыкальность" работы RMS-компрессора, который при правильном применении практически не изменяет динамику исходного музыкального сигнала, а только его как бы "подравнивает", уплотняет. Звучание становится более ровным и мощным, без "шероховатостей". Применение RMS-компрессора не требует высокой квалификации, и доступно практически любому звукорежиссеру, от начинающих до опытных профессионалов. Даже при не слишком умелом использовании сильно испортить звук RMS-компрессором практически невозможно.

В отдельных моделях компрессоров имеются и некоторые дополнительные устройства, улучшающие их функциональные возможности. Например, для уменьшения заметности момента включения многие компрессоры имеют так называемый "мягкий порог" (Soft Threshold), обеспечивающий плавное вхождение в режим компрессии. На рис. 5 изображены проходные характеристики (зависимость уровня выходного сигнала от уровня входного) для двух компрессоров - обычного (ломаная линия 1) и компрессора с "мягким порогом" (кривая 2).

Рис.5

Фото статьи

Как видно из рисунка, во втором случае по мере возрастания входного сигнала степень компрессии увеличивается плавно, а не включается скачкообразно, как в обычном компрессоре. Таким образом удается сильно ослабить заметность начала компрессии, сделать этот момент практически неслышным. В особо престижных моделях можно даже регулировать степень крутизны излома проходной характеристики, делать его более или менее "мягким".

Общеизвестно свойство компрессии, особенно быстрой (при малых временах срабатывания и восстановления), как бы "съедать" высокие частоты в обрабатываемом сигнале. Для устранения этого явления в некоторых компрессорах применяются различного рода специальные устройства (ВЧ-экспандеры), позволяющие в ряде случаев нейтрализовать этот нежелательный эффект. Обычно в таких устройствах сигнал разделяется на две полосы, и, в то время как основной сигнал компрессируется, его высокочастотная составляющая передается на выход либо неизменной, либо наоборот, усиленной, пропорционально ослаблению уровня основного сигнала. В выходном усилителе обе эти составляющие суммируются, и эффект "съедания высоких частот" таким образом, существенно ослабляется. К сожалению, большинство подобных устройств хорошо себя проявляют лишь при использовании их в качестве "спецэффектов", а их применение в целях, заявленных изготовителями, малоэффективно.

Кроме описанных выше, существуют, конечно, и некоторые другие разновидности компрессоров. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Лимитер

В принципе, это не какой-то отдельный вид компрессоров, а всего лишь один из частных случаев режима работы компрессора. Лимитирование отличается от компрессирования, прежде всего степенью компрессии ratio. Для лимитирования достаточно перевести этот регулятор в положение ratio = бесконечность : 1, при этом независимо от приращения входного сигнала уровень сигнала на его выходе увеличиваться не будет. (Естественно, что речь идет о сигналах, лежащих выше порога срабатывания!) Но здесь есть одна тонкость.

Дело в том, что основное предназначение лимитера - защита последующих узлов тракта от перегрузок. Любых, даже самых малых. При этом он должен на 100% не допускать превышения установленного выходного уровня, но абсолютно не трогать сигналы, лежащие ниже порога срабатывания. Отсюда следует вывод, что компрессоры с "мягким коленом" принципиально непригодны для этих целей. Для них само понятие "порога" имеет весьма расплывчатый смысл, ведь для "незаметности" работы протяженность "мягкого" участка характеристики у них весьма велика, и у некоторых моделей достигает 40дБ! От начала вмешательства такого компрессора в сигнал, и до момента, когда он достигнет режима лимитирования, уровень входного сигнала должен возрасти на эту величину! И все это время никакого лимитирования еще не происходит, но сигнал уже "жуется"... Почему? Об этом - ниже.

Широко применяемые компрессоры, имеющие ту или иную автоматизацию динамики своей работы, также практически непригодны для использования в качестве лимитера. Причина кроется в том, что, как уже говорилось, их динамика оптимизирована под конкретный вид сигнала, под его компрессию, а не что-либо иное. А лимитер, помимо большего ratio, имеет и принципиально иные динамические характеристики. Он должен очень быстро (в идеале - мгновенно!) "съесть" сигнал перегрузки, и столь же быстро вернуться к исходному состоянию. В автоматизированном компрессоре добиться этого попросту невозможно. В хорошем же лимитере можно установить время срабатывания вплоть до 5 микросекунд, чего в компрессорах просто не бывает. Время восстановления в реальном защитном лимитере также весьма мало: несколько десятков миллисекунд. Очевидно, что компрессия с такими параметрами способна, и очень значительно, изуродовать сигнал. Вот и причина того, что если в компрессоре с "мягким" порогом выставить динамические параметры, пригодные для лимитирования, сигнал будет просто изуродован - не та динамика...

Левеллер

Рис.6

Фото статьи

Это - еще одна разновидность RMS-компрессора. Основное его отличие от обычного RMS - это гораздо большие постоянные времени детектора: до 10 секунд в некоторых моделях. Кроме того, они имеют несколько другую проходную характеристику (рис. 6).

На этом рисунке изображено семейство проходных характеристик левеллера при различных значениях ratio. Независимо от ratio сигнал с входным уровнем 0 дБ на выходе имеет такой же уровень, а сигналы с иными уровнями как бы подтягиваются к нему: более сильные ослабляются, более слабые - усиливаются. Причем, чем большее ratio установлено, тем сильнее сигналы "прижимаются" к уровню 0 дБ (уровень 0 дБ здесь приведен только для примера). В реальных устройствах имеется регулятор уровня, к которому должны "подтягиваться" сигналы.

Де-эссер, де-поппер

Это варианты частотно-зависимого компрессора, а точнее - полосового компрессора. Почему полосового? Настоящий де-эссер (и, естественно, де-поппер) должен обрабатывать только узкую полосу мешающего сигнала, не затрагивая всего остального. Обычный компрессор в режиме де-эссера, с фильтром-эквалайзером в цепи управления, обрабатывает всю полосу частот входного сигнала. Он просто более "чуток" к выделенной области спектра. Отличие де-эссера и де-поппера в том, что де-эссер работает на высокочастотных сигналах, убирая "цыканье" и шепелявость. Де-поппер - наоборот, работает в низкочастотной области спектра, убирая "пыханье" и бубнение. В остальном они принципиальных отличий не имеют. Главное отличие этих приборов от остальных устройств динамической обработки заключается в том, что порог срабатывания в них не фиксированный (ручкой управления threshold), а "плавающий". То есть он определяется разностью уровней обрабатываемой части спектра, с одной стороны, и всего остального - с другой стороны. Такое построение обеспечивает нормальное их функционирование, независимо от абсолютных уровней входных сигналов. Де-эссер постоянно анализирует спектр входного сигнала, и, если "видит", что уровень сигнала в установленной полосе превышает допустимое соотношение его и "всего остального", то он уменьшает уровень сигналов в этой полосе до допустимой (установленной пользователем) величины.

Компрессор/лимитер

Многие считают, что, купив прибор с таким названием, они приобрели и компрессор, и лимитер. Ничего подобного! Это - не компрессор плюс лимитер. Это обычный компрессор, который можно перевести в режим лимитера, и ничего более, т.е. либо он работает как компрессор, либо как лимитер. Если же требуется и то, и другое, то при покупке надо убедиться, что имеется хотя бы один отдельный регулятор для установки параметров лимитирования. Чаще всего это регулятор порога срабатывания лимитера limit.

Кроме описанных выше, существуют и другие виды компрессоров: многополосные компрессоры, AGC-контроллеры, АРУЗ и т.п.

Экспандер и гейт

Экспандер - это "компрессор наоборот". У него, как уже отмечалось, коэффициент передачи пропорционален уровню входного сигнала, т.е. чем громче входной сигнал, тем громче выходной. Существуют две основных разновидности экспандера - "экспандер вверх" (upward expander) и "экспандер вниз" (downward expander).  Отличаются они по характеру реагирования на входной сигнал.

Upward expander

"Экспандер вверх" обрабатывает только сигналы, лежащие выше порога его срабатывания, делая громкие еще более громкими. Тихие же сигналы, ниже порога срабатывания, он не трогает. В звукорежиссерской практике почти не используется, в качестве примера можно привести лишь гитарный "бустер". Естественно, возникает вопрос - почему этот тип экспандера не применяется, хотя про него часто говорят: "Хороший прибор, позволяет восстановить исходную динамику чрезмерно сильно зажатого компрессорами сигнала"? Причины две. Во-первых, пережатый до "квадратного" состояния сигнал не восстановить ничем! А во-вторых, как и компрессор, экспандер имеет время открывания Attack, и время закрывания Release.

Здесь и кроется причина всех проблем. Предположим, необходимо обработать суммарную фонограмму с записью самых разных инструментов. Чтобы обработанный "экспандером вверх" сигнал барабана не потерял свою исходную атаку, нужно установить очень быстрое открывание экспандера. Но при этом сигналы инструментов с медленными атаками (орган, струнные) приобретут, благодаря действию экспандера, чрезмерно резкие атаки, проще говоря - начнут "щелкать" в момент открывания экспандера. Эти щелчки крайне неприятны для слуха, не маскируются сигналом и практически полностью исключают возможность применения "экспандера вверх" в звукотехнике на реальном суммарном звуковом сигнале.

Downward expander

"Экспандер вниз", напротив, не трогает сигналы выше порога срабатывания, а только делает тише сигналы, лежащие ниже этого порога. По характеру своего действия на сигнал это устройство схоже с гейтом, и, как правило, применяется для аналогичных целей - для подавления слабых, но мешающих сигналов. В этом качестве "экспандер вниз" входит составной частью практически во все шумоподавители (денойзеры).

Органы управления у экспандеров аналогичны компрессору. Кроме уже рассмотренных, это регулятор порога срабатывания threshold, и регулятор степени расширения (экспандирования) ratio. Этот регулятор имеет маркировку, обратную компрессорной, он показывает, на сколько децибел изменится выходной сигнал при изменении входного сигнала на 1 дБ. Т.е. если в компрессоре ratio = 5:1 означает, что при изменении уровня входного сигнала на 5 дБ выходной сигнал изменится на 1 дБ, то в экспандере ratio = 1:5 показывает: при изменении входного сигнала на 1 дБ уровень выходного сигнала изменится на 5 дБ.

Гейт

Гейт (от английского gate - клапан, ворота) - один из самых распространенных приборов динамической обработки. Основное, изначальное назначение гейта - отсечка сигналов малого уровня, для которых он и является своеобразным клапаном, не пропуская их на выход. Отчасти гейт похож на экспандер, но только отчасти. Если в "экспандере вниз" установить ratio = 1 : бесконечность, то он будет функционировать как гейт. Но не наоборот! Ведь экспандер при всех положениях ratio, кроме вышеприведенного, как бы следит за сигналом, т.е. он не имеет устойчивого состояния, его коэффициент передачи все время изменяется (больше сигнал - больше усиление, меньше сигнал - меньше усиление.) Гейт же имеет только два устойчивых состояния - открытое и закрытое. А в моменты attack и release он просто переходит из одного состояния в другое.

По своей работе гейт аналогичен формирователю огибающей в синтезаторах. Это такой же многоступенчатый формирователь огибающей плюс управляемый усилитель (VCA), только запускается он не от нажатия клавиши, а при превышении входным сигналом порога срабатывания гейта threshold.

Рис.7

Фото статьи

Большинство гейтов имеют относительно несложный 3-ступенчатый формирователь огибающей, состоящий из трех частей - нарастания attack, удержания hold, и плавного затухания release (Рис. 7).

Эти фазы звука хорошо знакомы всем, имевшим дело с синтезаторами. На рисунке изображены три сигнала - входной (верхняя сигналограмма), сформированная генератором гейта огибающая (в середине) и результирующий выходной сигнал - внизу.

В момент превышения входным сигналом порога срабатывания threshold (вверху) запускается специальный триггер, который, в свою очередь, запускает формирователь огибающей гейта, и тот начинает последовательно вырабатывать три составных части управляющего напряжения для VCA (в середине). В первый момент после запуска формируется attack, затем сохраняется достигнутое состояние - до момента, когда входной сигнал станет меньше порога срабатывания. После того, как входной сигнал станет меньше threshold, триггер (trigger) изменяет свое состояние, и начинают формироваться следующие две части огибающей. Под действием этого напряжения VCA изменяет свой коэффициент усиления и получается результирующий (обработанный гейтом) выходной сигнал (внизу).

Естественно, что динамика обработанного гейтом сигнала будет отличаться от исходной. Сигналы, лежащие ниже порога срабатывания, будут полностью подавлены. Сигналы же выше порога атаки будут зависеть от соотношения их исходной скорости и времени открывания гейта, т.е. результирующая может быть как более резкая, так и более плавная. Аналогично - и с процессом затухания сигнала release. С той только разницей, что затухание исходного сигнала гейтом не удлинить. Можно только укоротить... Именно это свойство гейта - менять динамику сигналов - и является той причиной, по которой гейт получил столь широкое распространение.

Наверное, ни для кого не будет открытием тот факт, что в настоящее время основным применением гейта является запись ударных инструментов - барабанов, тарелок и пр. При обработке гейтом именно этих сигналов все потенциальные возможности раскрываются наиболее полно. Можно отрезать излишне длинные тянущиеся "хвосты" у барабанов, сделать более резкими атаки, а при определенном навыке - даже "растянуть" время звучания атаки. Вплоть до того, что вместо одного удара - будут слышаться... два! Только для этого гейт должен быть настоящим, полнофункциональным, а не одной ручкой в компрессоре...

Ранее привычный теперь гейт носил более претенциозное название - noise gate (нойз-гейт), при этом подразумевалось, что главным его предназначением будет шумоподавление. Но довольно быстро выяснилось, что "шумодав" из гейта, в общем-то, "никакой". Конечно, шумы паузы он убирает прекрасно. Только это практически никому не нужно. Лучше оставить "кесарю - кесарево", т.е. для борьбы с шумами использовать специально для этих целей созданные устройства - денойзеры. У них это лучше получится...

Кроме вышеуказанных, в некоторых "наворочанных" гейтах имеются и другие регулировки - например, предзадержки delay, гистерезиса, фильтрации, и т.д. Рассмотрим подробнее некоторые из них, в порядке убывания распространенности.

Обязательной составной частью любого мало-мальски приличного гейта являются перестраиваемые обрезные НЧ- и ВЧ-фильтры key filter, в самом крайнем случае - разрывные гнезда side chain insert, как в компрессоре. В некоторых моделях можно встретить и гнезда для подачи внешних запускающих сигналов - ext. Key.

Назначение этих фильтров и гнезд такое же, как и в компрессоре - изменение характеристик канала управления. И точно так же - они не влияют на тембр самого сигнала! Но если в компрессорах применение фильтров и эквалайзеров в side chain в значительной степени "экзотика", и можно прекрасно обходиться и без них, то в гейтах без хороших фильтров - нельзя. Причем, если в side chain компрессора ставится обычно эквалайзер, то в гейтах ставятся именно обрезные фильтры, как правило - перестраиваемые, и причем - отдельные для НЧ и для ВЧ.

Необходимость в них вызвана, главным образом, спецификой применения большинства гейтов - запись ударных. Инструменты этой группы расположены весьма близко друг к другу, обладают высокой громкостью, поэтому отделить их друг от друга - задача не из простых. Именно для этого гейт и применяется - если отвлечься от задачи художественного изменения исходных звучаний.

Например, два близко расположенных микрофона снимают звучание, один - барабана, другой - тарелки. По громкости их не различить, да и в разных местах композиции она может существенно различаться. Что остается? Спектр. Настраиваем фильтры в каналах управления гейтов этих двух микрофонов таким образом, чтобы гейт барабана воспринимал только его основной тон, в области средних частот, а гейт тарелки - только ее ВЧ-составляющие. Проконтролировать точность настройки фильтров поможет имеющийся в обязательном порядке в таких (с фильтрами) моделях переключатель key listen (прослушивание управляющего сигнала). Теперь, независимо от громкости звучания того или иного инструмента, его гейт будет управляться только его сигналом, а остальные для него как бы "невидимы".

Рассмотрим теперь работу всего цикла гейта. Что касается начальной части сигнала - атаки-то здесь, как правило, особых проблем не возникает. Входной сигнал нарастает быстро, с хорошим уровнем, и гейт срабатывает четко. Совсем другая картина - на спаде сигнала. Не секрет (хотя и не общеизвестно), что затухание сигналов большинства инструментов не является ровным и плавным, а имеет волнообразный характер. Для слуха это малозаметно и привычно, но для электроники - совсем другое дело. Гейт в этот момент начинает периодически переключаться из открытого состояния в закрытое, "дергаться". На слух этот эффект воспринимается очень неприятно.

Частично справиться с этой проблемой помогает регулятор времени удержания hold, но только частично. Он лишь задерживает момент начала закрывания гейта, но не избавляет его полностью от "болтанки". Для этого применяется особое устройство - триггер с гистерезисом. Это означает, что в таком гейте имеются два порога срабатывания - один на открывание, и один - на закрывание, причем "порог на закрывание" - всегда меньше, чем на открывание.

Например, если установлен гистерезис в 7 дБ, а порог срабатывания равен +12 дБ, то гейт начнет закрываться только в том случае, если входной сигнал станет меньше +5 дБ, а не +12 дБ, как в обычном гейте. Это позволяет обеспечить надежное, без "болтанки", закрывание гейта - и к тому же без задержки hold, необходимость в которой при этом отпадает. Справедливости ради заметим, что в некоторых моделях гейтов среднего ценового класса эта функция уже является встроенной. Однако величина этого гистерезиса устанавливается изготовителем, и его изменение пользователю недоступно.

В некоторых гейтах имеется режим со странным названием - ducker, или просто duck. История появления этого термина в точности не известна, а означает он инверсный режим работы гейта, т.е. при превышении входным (или управляющим) сигналом порога срабатывания гейт не открывается, а... закрывается! Этот режим может применяться как спецэффект, но основное его предназначение в другом - для уменьшения уровня одного сигнала другим, который в данном случае играет роль управляющего.

Для этого управляющий сигнал (например, голос) подается не на звуковой вход гейта, а на его управляющий вход ext. key. На звуковой же вход подается тот сигнал, уровнем которого надо управлять (например, фоновая музыка). При появлении на управляющем входе сигнала от голоса - гейт срабатывает "наоборот", и громкость фоновой музыки уменьшается. Такое использование гейта часто встречается в системах Public Address и в телерадиовещании.

Рис. 8

Фото статьи

Для облегчения понимания сходства и различия функционирования всех устройств динамической обработки на рис. 8 на одном графике в совмещенном виде показаны проходные динамические характеристики всех рассмотренных в этой статье широкополосных приборов.

24 октября 2015

Михаил Чернецкий

Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.

Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.

Новые статьи

Результаты XVI Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина

01 мая 2018

Участники XVI Конкурса студентов-звукорежиссеров им. В. Бабушкина

23 марта 2018

Конкурс творческих работ студентов-звукорежиссеров имени В.Б. Бабушкина-2018

27 февраля 2018

143 конгресс AES - научные результаты

28 января 2018

Церемония награждения лауреатов

16 декабря 2017

Конкурс концертных звукорежиссеров - репортаж

13 декабря 2017

Московский Конкурс молодых концертных звукорежиссеров - итоги

06 декабря 2017

Видеотрансляция Конкурса концертных звукорежиссеров

02 декабря 2017

Внимание, конкурс!

29 ноября 2017

Участники конкурса концертных звукорежиссеров

22 ноября 2017