все о профессиональном звуке

iZotope RX 5 Audio Editor

Каждый день на всех нас обрушивается огромное количество новой музыки. Никогда еще человечество не было столь плодовито по части музыкального творчества, как в наше время. Но, несмотря на это, люди продолжают слушать и старую музыку, ею интересуются представители каждого следующего поколения. А записи старой музыки, в том числе и переведенные в цифровую форму, иногда находится в состоянии, которое раздражает избалованное ухо современного слушателя. Наших бабушек и дедушек не напрягало потрескивание и шипение патефона, ведь они не знали, что запись может быть без этих шумов. А вот следующее поколение уже требовало, чтобы в магнитофонах и кассетниках была система шумоподавления, и на этом вырос бизнес братьев Долби. В больших государственных и ведомственных архивах за старыми лентами тщательно ухаживают, оцифровывают их и при необходимости готовят к публикации. Но ведь уникальные старые записи, часто вызывающие интерес у широкой аудитории любителей творчества того или иного артиста или коллектива, находятся не только в официальных фондах радио, телевидения и компаний звукозаписи. Есть и интереснейшие записи, сделанные любителями на полупрофессиональную и даже бытовую аппаратуру, пролежавшие длительное время не в лучших условиях, а впоследствии оцифрованные с видавших виды магнитофонов через дешевые звуковые карты и интерфейсы. Результат получается соответствующим, а ведь так хочется, чтобы записи звучали как современные!

И тут на помощь приходят компьютерные программы для реставрации фонограмм. Их выпускает немало разработчиков, но одним из бесспорных лидеров является компания iZotope с ее реставрационным пакетом RX, ныне выпущенной уже в пятой версии. Программа выпускается для операционных систем Windows и Mac OS X в виде как отдельного приложения, так и в виде плагина для звуковых редакторов. В этом случае надо учесть, что некоторые функции присутствуют только в отдельной программе.

Новая версия, как и предыдущие, существует в двух вариантах – базовом и продвинутом (Advanced). Последний стоит существенно дороже и богаче оснащен функционально. По сравнению с предыдущей версией в программу внесены значительные изменения – новые функции, новые алгоритмы, изменения коснулись интерфейса и возможностей регулирования параметров.

Главной новацией предыдущей версии стало сохранение работы в новом собственном формате - .rxdoc. Дело в том, что в предыдущих версиях при сохранении файла вся история внесенных изменений пропадала. В новом формате файла сохраняется не просто история внесенных изменений, а целиком последовательность измененных аудиофайлов. В результате размер rxdoc-файла может многократно превышать исходный WAV или AIF. Например, исходник в 30 МБ после длительной работы с десятками операций превратился в… 4 ГБ rxdoc-файл! Зато теперь всегда есть возможность вернуться к любому моменту в работе над проектом и что-то исправить. Разумеется, если что-то исправляется в середине списка операций, то последующие действия исчезают. Но и тут можно найти выход из положения, создав копию rxdoc-файла и работая с ней, а прежние изменения останутся нетронутыми в первом rxdoc-файле.

Сохранять (точнее, экспортировать) работу, происходящую по умолчанию в 32-разрядном стандарте, можно в форматах WAV, в том числе в его вещательной версии BWF (32, 24, 16 бит), AIF (32, 24, 16 бит), FLAC и OGG. К сожалению, нельзя напрямую сохранять работу в МР3 – по той простой причине, что такая возможность требует лицензионного соглашения с правообладателем формата, и соответствующих отчислений. Так что для этого придется использовать конвертеры, которые, впрочем, доступны в сети. Открывать МР3 файлы программа позволяет без проблем.

Одной из основных новинок 5-й версии – функция De-Plosive, предназначенная для подавления «взрывных» вокальных артефактов при сохранении призрачности звучания. Это может быть полезно и при работе над вокальными треками, и при редактировании диалогов в производстве визуальной продукции.

Leveler

Фото статьи

Еще одна важнейшая новация – обновление функции управления уровнем (Leveler) Она предназначена для выравнивания вокала, диалогов, и оперирует в категориях звукового давления (RMS). В новой версии появились алгоритмы De-Breath и De-Ess, автоматически находящие проблемы со звуками дыхания и шипящими согласными и выравнивающие общий уровень фонограммы.

Функция управления громкостью (Loudness) осуществляется в единицах громкости LU – новых единицах измерения, активно приходящих на смену измерению уровня сигнала.

Loudness

Фото статьи

Еще одной интересной новинкой является функция EQ Match, позволяющая снять кривую частотной коррекции с одной фонограммы (аудиофайла) и применить е к другой для выравнивания тембров и характера звучания разных файлов.

Подобным образом, но уже в области пространственных характеристик действует функция Ambience Match, позволяющая придать разным фонограммам сходную реверберацию, что очень важно при работе с саундтреками видео. Теперь этот алгоритм доступен и в виде плагина для Pro Tools AudioSuite.

Появилась в программе и возможность изменения тональности без изменения хронометража (что особенно важно, с транспонированием формант!), и возможность изменения хронометража фонограммы без изменения высоты тона.

В функцию спектрального ремонта добавлена долгожданная возможность вертикального исправления, а также вертикального и горизонтального одновременно.

Интересной является функция удаления реверберации (Dereverb). Попытки создания подобного алгоритма предпринимались различными разработчиками и раньше, но звуковой результат мало кого удовлетворял. А вот функция iZotope RX 5 работает очень хорошо, мягко и деликатно, сохраняя после удаления реверберации естественность звучания. Правда, ее интерфейс не очень понятен в плане графического отображения, но главное – это звук. Важно лишь пользоваться функцией аккуратно, избегая выставления предельных параметров – в этом случае, конечно, звук будет наполнен звенящими артефактами. Среди пресетов функции есть и улучшение имеющейся реверберации – алгоритм ее работы также не совсем ясен (что понятно, все это – ноу-хау разработчиков), но звучит она приятно.

Определенные изменения произошли в работе модуля Declick, предназначенного для подавления щелчков и тресков. К числу звуковых дефектов прибавился Thump – легкий тупой стук на нижних и средних частотах. А вот количество пресетов уменьшилось – например, исчез «сильно запыленный винил», остался просто «винил». Впрочем, «ветераны» программы могут воспользоваться этим пресетом, открыв файл в 3-й (не в 4-й!) версии RX – после инсталляции на компьютере последней версии предшествующие сохраняются и продолжают работать.

Необычна функция Deconstruct – она позволяет раздельно экстрактировать, усиливать или ослаблять тональную и шумовую компоненты сигнала. В экстремальных положениях регуляторов звуковые результаты получаются очень необычными, но при умеренном использовании обесшумливание производится деликатно и оказывается приятным на слух, и к тому же не требует такого количества настроек, как модуль Denoise.

De-noise

Фото статьи

Функция Dither предлагает сохранять файл с разрядностью 8, 12, 16, 20 24 бита, с разной интенсивностью шумоформирования и величины dither. В качестве алгоритма предлагается использовать фирменный MBIT+ от iZotope.

Функция Resample позволяет выбрать частоту дискретизации от 11,025 до 192 кГц и установить необходимую крутизну среза фильтрации.

Многофункциональный модуль операций с каналами Channel Ops позволяет скорректировать азимут магнитных головок при записи с магнитофона, выявить и устранить задержку в одной из дорожек стереозаписи, вычленить либо удалить центральный образ, усилить стереообраз, произвести MS-кодирование и декодирование и т.п.

Появились и в базовой версии программы интересные возможности.

Instant Process tool - эта функция дает возможность применить обработку к выделенному фрагменту прямо во время выделения.

Module Chain

Фото статьи

Module Chain: Это своеобразный «рэк», позволяющий одновременно запустить несколько функций по удалению distortion, clicks, interference, background noise, smooth out inconsistent volume and ambience.

Corrective EQ – это развитый параметрический эквалайзер, работающий в аналоговом и цифровом режимах и позволяющий установить коэффициент добротности Q до 400.

Corrective EQ

Фото статьи

В комплект версии Advanced входит весомый бонус – программа InSight (в обычных условиях продающаяся отдельно и совсем не дешево). Это плагин для визуального контроля фонограммы, он включает спектрограф, вектороскоп звукового поля (гониометр), динамический спектроанализатор, «историю громкости» в LUFS. Плагин отображает множество динамических характеристик сигнала: пиковый и усредненный RMS-уровень каналов, быструю, среднюю и интегрированную громкость, короткую и моментальную громкость в LUFS и диапазон громкости в LU.

Подытоживая, скажу, что в новой версии iZotope RX 5 Audio Editor звукорежиссеры, инженеры реставрации, инженеры радиостанций и телекомпаний, звукооператоры киностудий, мастеринг-инженеры и другие специалисты получили мощный инструмент для борьбы с дефектами фонограмм, созданный на основе самых последних разработок алгоритмов и исследований в области психоакустики. Конечно, в нем есть еще что совершенствовать, и, несомненно, в следующих версиях мы увидим новые возможности, но и нынешняя версия, безусловно, является лидером отрасли.

13 октября 2015

Анатолий Вейценфельд

Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.

Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.

Новые статьи

Результаты XVI Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина

01 мая 2018

Участники XVI Конкурса студентов-звукорежиссеров им. В. Бабушкина

23 марта 2018

Конкурс творческих работ студентов-звукорежиссеров имени В.Б. Бабушкина-2018

27 февраля 2018

143 конгресс AES - научные результаты

28 января 2018

Церемония награждения лауреатов

16 декабря 2017

Конкурс концертных звукорежиссеров - репортаж

13 декабря 2017

Московский Конкурс молодых концертных звукорежиссеров - итоги

06 декабря 2017

Видеотрансляция Конкурса концертных звукорежиссеров

02 декабря 2017

Внимание, конкурс!

29 ноября 2017

Участники конкурса концертных звукорежиссеров

22 ноября 2017