все о профессиональном звуке

Музыкальные коллективы перед микрофоном. Часть 4 Запись оперы, оратории и кантаты

Эти жанры являются самыми сложными для записи, потому что состав исполнителей очень обширен, и добиться хорошего баланса и прозрачности бывает довольно трудно. В составе оперы, оратории, кантаты, мессы есть три основных компонента - это оркестр, хор и солисты. Их соотношение будет разным в каждом отдельном случае в зависимости от жанра, стиля или идеи.

Первое – что касается идеи. Оперные спектакли могут исполняться в двух, так сказать, мизансценах. Это, во-первых, традиционное театрально-сценическое действо. Оркестр расположен в яме, которая находится в помещении зала, солисты-певцы находятся на авансцене, тоже почти в помещении зала, с редкими уходами вглубь сцены, а хор – или за солистами, или по сторонам от них. Во-вторых, опера очень часто исполняется на концертной эстраде. Тогда солисты располагаются перед лицом дирижера или по сторонам от него. А хор – за оркестром, (Кстати, жанры кантаты, мессы, "Страстей" для звукорежиссера весьма схожи, разве что в "Страстях" часто встречается роль чтеца).

В случае традиционного театрального исполнения слушатель слышит оркестр, играющий непосредственно в зале, ярко, сочно и близко по плану (конечно, когда яма большая, как в Большом театре). Солисты слышны уже немного в другой акустике, они поют непосредственно в зал, находясь по плану над оркестром и позади него. В соответствии с режиссерскими мизансценами солисты могут передвигаться, отворачиваться от зала. Хор несколько затушеван тем, что находится в другом, акустически связанном помещении – на сцене.

В концертном исполнении солисты располагаются ближе всего к слушателю. Хор же поет из-за оркестра, часто невнятно по тексту.

В соответствии с этими традиционными расстановками исполнителей продюсеры звукозаписи также могут предложить две трактовки, то есть звукорежиссер может воссоздать аналог как концертного исполнения, так и театрально-сценического.

При записи оперы в помещении театра (имеется в виду специально организованная запись, а не запись "живого" спектакля) трудно избавиться от "ямного" звучания оркестра. Кроме того, какой бы ни была большой оркестровая яма, музыкантам все равно тесно, расположены они несимметрично относительно оси зала и оркестр звучит обычно с "дыркой" посередине, так как слишком растянут в ширину. Зато певцы чувствуют себя вольготно, хорошо видят дирижера и слышат оркестр. Им можно удобно и точно поставить микрофоны. Для хора на сцене обычно устанавливают хоровые станки, и запись его не представляет каких то особых трудностей. Могу указать место общего микрофона, проверенное во многих помещениях. Его надо расположить прямо над головой дирижера и направить на сцену. Лучше всего работает совмещенный микрофон по системе MS, состоящий из "восьмерки" и ненаправленного микрофона (рис. 1).

Рис 1

Фото статьи

Запись оперы в концертном исполнении для звукорежиссера гораздо труднее. Если солисты расположены по бокам от дирижера, на общий микрофон они попадают с перекосом (рис. 2).

Рис 2

Фото статьи

Если они расположены перед дирижером, то на общем микрофоне баланс хороший, но трудно поставить на них индивидуальный микрофон – его место занимает дирижер (рис. 3). С хором тоже неблагополучно. Обычно прямо под их микрофонами оказываются литавры и …туба! И деться некуда, только вперед, к певцам. Чем это грозит, мы рассматривали в предыдущей статье о записи хора.

Рис 3

Фото статьи

Во время записи в студии, то есть на ровном полу, без эстрады, звукорежиссер может воспользоваться одной из трех расстановок исполнителей оперы.

Первый вариант соответствует расстановке музыкантов на концерте, когда хор находится позади оркестра, а солисты стоят с левой стороны от дирижера. В этом случае на общем микрофоне получается довольно приличный естественный баланс, который, однако, трудно изменить с помощью индивидуальных микрофонов, потому что рассадка получается очень плотная, и тесно поставленные микрофоны могут грозить, во-первых, искажением плана, а во-вторых, акустической противофазой.

При записи без общего микрофона солисты, хор и оркестр рассаживаются "треугольником" вокруг дирижера, который находится в центре. Такая рассадка удобна тем, что позволяет более свободно выбирать расстояние до микрофонов и легко изменять баланс, но зато заставляет отказаться от полноценного общего микрофона. Эта расстановка позволяет легче создать звук хора или солиста "за сценой" (рис. 4).

Рис. 4

Фото статьи

Третья расстановка исполнителей, когда ближе всех к дирижеру находится оркестр, за ним стоят солисты и дальше всех – хор, аналогична их расположению на сцене в театре. Для этого требуются подставки и акустические щиты, отгораживающие микрофоны солистов от медной и ударной групп оркестра. Достоинством такого способа является очень хорошее разделение звуков оркестра и солистов. На общем микрофоне, подвешенном над оркестром, получается удачный баланс театрального типа (рис. 5).

Рис 5

Фото статьи

Такая расстановка удобна для звукорежиссера, но дирижера устраивает не всегда. Дело в том, что дирижер плохо слышит солистов и жалуется, что ему приходится все время сдерживать оркестр в смысле форсирования звука. И хотя это обстоятельство является выгодным для звукорежиссера, иногда приходится отказаться от такого способа расположения исполнителей.

Чтобы запись не получилась многопространственной, нужно следить за тем, чтобы солисты и хор не оказались слишком далеко в глубине сцены под колосниками.

На этом, пожалуй, можно поставить точку. Своим студентам я всегда говорил, что лекции по звукорежиссуре – это не сборник рецептов и не поваренная книга. Это, скорее, как "Витязь на распутье" Васнецова: "Налево пойдешь…"

Вот этим опытом "набивания шишек" я и постарался поделиться с читателями… 

14 января 2016

Петр Кондрашин

Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.

Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.

Новые статьи

Итоги XIX Конкурса имени Бабушкина

18 мая 2022

Церемония награждения лауреатов

11 мая 2022

Участники XIX Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина

10 апреля 2022

Положение о Девятнадцатом Всероссийском конкурсе творческих работ студентов-звукорежиссеров имени В.Б. Бабушкина

02 марта 2022

149 конгресс AES – научные результаты

10 января 2021

Звукорежиссеры на Национальном открытом чемпионате творческих компетенций Artmasters

30 октября 2020

148 конгресс AES - научные результаты

12 августа 2020

Стереофонические микрофонные системы

01 июля 2020

Аналоговые системы шумоподавления

19 июня 2020

Результаты XVIII Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. В.Б. Бабушкина

02 мая 2020