Безусловно, самым крупным музыкальным событием последнего десятилетия в России стало проведение в Москве в 2009 году международного песенного конкурса "Евровидение". Событие это вызвало противоречивые отклики и в народных массах, и в профессиональных кругах. С одной стороны, физический масштаб конкурса превзошел все предыдущие, и организаторы и пресса активно подчеркивали этот факт как неоспоримый успех.
С другой – раздавались многочисленные критические отзывы как по поводу огромных затрат (более 42 миллионов долларов, из них 36 миллионов из бюджета России и Москвы), обоснованность которых сомнительна в период кризиса, так и по поводу музыкально-художественного уровня представленных номеров. Интернет-блоги были заполнены отзывами в диапазоне от "крупнейшее культурное событие современности" до невоспроизводимых по цензурно-этическим соображениям.
Думаю, что истина, как всегда, где-то посередине. Организаторы мероприятия действительно вложили немало сил в проведение конкурса, но не все решается деньгами, даже большими. Есть вещи, которые надо реализовывать с помощью другого "инструментария", и тогда не будут появляться такие отзывы, какой дал корреспондент Frankfurter Allgemeine Zeitung: "Москва была не рада гостям, съехавшимся из разных стран. Все началось еще с аэропортов, вокзалов и метро – никакой информации, никакой помощи. Даже в Киеве в 2005 году гостей "Евровидения" еще в аэропорту встречали студенты, а на специально организованной там же стойке можно было получить необходимую информацию…Место проведения конкурса, арена СК "Олимпийский", скорее напоминало крепость, дружелюбия здесь явно не хватало. Российские власти даже не постарались устроить для гостей мероприятия экскурсии, как это было в других городах. А ведь гости хотели познакомиться и с людьми, и со страной".
Как тут не вспомнить бессмертное черномырдинское "Хотели как лучше, а получилось…"
Не собираюсь заниматься в этой статье музыкальной критикой, да и не вижу для нее особого предмета, но перед тем, как перейти к технологическим подробностям шоу, внесу ясность в некоторые моменты не столько музыкально-эстетического, сколько социокультурного порядка.
Прежде всего, обращаю внимание на часто ускользающий от внимания публики нюанс: по-английски мероприятие именно так и называется – Eurovision Song Contest, то есть конкурс песен. Изначально по своему статусу это и был конкурс песен, а не исполнителей, хотя об этом, кажется, стали забывать даже организаторы.
Кроме того, надо четко понимать что конкурс "Евровидение" никакого влияния на мировой шоу-бизнес не имеет. Это "параллельные миры". Победители "Евровидения" давным-давно не становятся мировыми звездами – остается только вспоминать Сэнди Шоу, вышедшую на сцену босиком в 1967-м, Клиффа Ричарда в 1968-м, Хулио Иглесиаса в 1970-м, да АВВА в 1974 году... Песни с "Евровидения" редко становится хитами – из реальных шлягеров я в состоянии вспомнить только Congratulations того же Клиффа Ричарда, Waterloo той же АВВА, да Halleluyah и Dschinghis Khan в 1979-м...
Да, многое изменилось, и не в лучшую сторону… Совершенной фантастикой кажется сейчас, что в 1978-м году в Париже на сцену в качестве приглашенных гостей "Евровидения" вышли… суперзвезды мирового джаза скрипачи Стефан Грапелли и Иегуди Менухин, пианист Оскар Петерсон, контрабасист Нильс Орстед Хеннинг Педерсен и барабанщик Кенни Кларк! Но традиция выступления на "Евровидении" звезд ушла в прошлое…
Что же до влияния на процессы в мировом шоу-бизнесе, то вспомните, представители каких стран становились победителями этого конкурса в прошлом году, в позапрошлом, да в каком угодно за последние лет десять или даже двадцать…Обратите внимание и на страны-победительницы московского конкурса – Норвегия, Исландия и Азербайджан. Сами понимаете, очень заметные и влиятельные страны на карте мирового или даже европейского шоу-бизнеса…
Впрочем, что нынче есть Европа? Бросилось в глаза – в дни конкурса, проводимого Европейским вещательным союзом EBU, принадлежащий этой международной организации телеканал Euronews ни словом не обмолвился о «Евровидении», зато три дня подряд в больших пятиминутных (для репортажа это очень много!) блоках подробно рассказывал о проходившем в Марокко фестивале арабских песен! Как хотите, так и понимайте…
Что касается выступления России, то тут, к огромному сожалению, чем хуже, тем лучше. Может быть, после нынешнего провала "на своем поле" наконец-то задумаются над келейным (мягко говоря) принципом делегирования исполнителей. Последние годы посылали неизвестно кого и непонятно почему (за исключением известных уже Алсу и Димы Билана, которого к тому же послали далеко не сразу).
Но у нас все зависит от того, какой из продюсерских кланов склонит на свою сторону высшее руководство Первого канала. В результате некий исполнитель "представляет страну", а страна не имеет к этому никакого отношения. Остается только с сожалением отметить, насколько все честней в спорте! На кубок чемпионов едет победитель национального чемпионата, и все прозрачно и ясно.
Есть и еще один существенный момент, подрывающий доверие и уважение к результатам конкурса. Я называю его "трайбализмом" при голосовании, когда этнически близкие страны голосуют друг за друга: румыны за молдаван, а молдаване за румын, Турция за Азербайджан, а Азербайджан – за Турцию, то же самое происходит с балканскими, прибалтийскими, западнославянскими, восточнославянскими, даже скандинавскими странами…
Только так называемая "старая Европа" голосует сравнительно нейтрально в этническом плане. Такой "родоплеменной" подход, разумеется, не имеет ничего общего с объективной оценкой музыкальных достоинств песни и исполнителей. Поэтому не стоит удивляться потом ни странным результатам, ни обязательным ежегодным скандалам, ни тому, что победители конкурса потом не выбиваются в мировые или хотя бы европейские звезды.
А теперь перейдем от субъективных околомузыкальных впечатлений к объективной информации о технической стороне мероприятия. В отличие от весьма среднего "содержания", "форма" была организована на высшем уровне.
Всю звуковую технику предоставила немецкая компания ProCon из Гамбурга, выбранная Первым каналом по тендеру в качестве генерального подрядчика. ProCon поставила для шоу также световую и видеотехнику.
О размахе cветового шоу можно судить хотя бы по числу приборов, например, использовались 1800 управляемых головок. Общая площадь сцены, представлявшей собой несколько сотен соединенных между собой LED-панелей, покрытых многослойным сверхпрочным стеклом, составляла 2000 м2.
Практически весь творческо-технический персонал шоу был представлен зарубежными специалистами, в том числе директором постановочной части (Production manager) был швед Олаф Мельциг, главным художникомпо свету являлся англичанинЭл Гурдон, а главным звукорежиссером шоу (sound designer) – Клаус Раэ, известный немецкий специалист, многолетний звукорежиссер Modern Talking.
Рис,1 Рабочее место FOH-звукорежиссеров и художников по свету. Слева – Клаус Раэ
Рис 2. Мониторные пульты
Общая мощность системы звукоусиления в зале составила около 150 кВт, использовалась акустика фирмы Meyer Sound. Система звукоусиления была построена следующим образом: одной группой линейных массивов озвучивалась средняя и дальняя части зрительного зала (Arena Main по терминологии проектировщиков), другой группой – ближняя зона (Arena Fill), и отдельно работали спрятанные под сценой напольные мониторы (в данном случае их правильнее назвать подпольными).
Как отметил Клаус Раэ, следует учитывать, что это телевизионное шоу, а не рок-концерт, и вся аппаратура должна была быть незаметна для зрителей, и не только для телезрителей, но и в зале.
В качестве центрального, левого и правого кластеров основной системы звукоусиления использовались линейные массивы Meyer Sound MILO и 700HP.На дальнюю зону работали четыре больших кластера. Ближняя зона состояла из пяти массивов Meyer Sound Melodie и UPJunior – три главных и два по краям.
Между разными группами громкоговорителей были введены три разных времени задержки. Стояла важная задача – сделать так, чтобы на сцене звук был не слишком громким и не происходило интерференции с вещательным сигналом, то есть чтобы звук из зала не шел в микрофоны вокалистов, поскольку для вещания подавалась инструментальная фонограмма.
На позиции FOH использовались две цифровые консоли Yamaha PM5D, на сценическом мониторинге – две PM1D. Кстати, о мониторинге. Для сцены подавалось восемь каналов мониторинга – шесть для каждой страны и два для ведущих. Некоторую проблему представляло собой огромное количество световых приборов, управляемых по цифровому каналу и вследствие этого генерировавших некоторые помехи. Из-за этого сигнал для ушных мониторов должен быть достаточно мощным, и передающая и приемная антенны были установлены прямо у сцены. Зона уверенного приема покрывала всю сцену и пространство за кулисами. Для стабильной работы использовалась система Sennheiser 3732, эффективно фильтровавшая помехи. Была и еще одна проблема – многие аккредитованные на "Евровидении" журналисты пользовались беспроводными устройствами (например, Wi-Fi), и, несмотря на висевшие повсюду объявления с просьбой выключать беспроводные устройства, некоторые этого все же не делали. Поэтому на мониторных пультах было установлено специальное оборудование компании Rode&Schwarz, фиксировавшее появление в зоне сцены новых передающих устройств и позволявшее с точностью до метра установить их местонахождение, после чего вступала в действие служба безопасности.
Что касается приема, то использовалось около 50 радиомикрофонов разных видов – ручных и головных. Все микрофоны и ушные мониторы – производства Sennheiser, официального технического спонсора "Евровидения".
Мониторная группа работала в полном контакте с микрофонной группой и дополнительно контролировала, чтобы каждый исполнитель получил свой микрофон и персональные мониторы. В зоне действия беспроводной микрофонной и мониторной связи находилась также Green Room, расположенная сразу за сценой.
Для контроля работы радиосистем использовалось специальное программное обеспечение, выводящее на монитор все данные: уровень сигнала во всех микрофонах, состояние батарей и пр. Естественно, каждый выступающий имел индивидуальный комплект из микрофона и мониторов, и поэтому для каждого исполнителя (и его сопровождения) существовала отдельная карта, где была указана цветовая маркировка микрофона и мониторов. Один экземпляр этой карты находился у мониторных звукорежиссеров, другой – у техников микрофонной группы.
Рис 3. Программа для мониторинга радиомикрофонов
Одной из самых сложных и напряженных на конкурсе была работа микрофонной группы. Всего за 30 секунд, пока по телевизору шла заставка-отбивка (за это время команда сценических техников-реквизиторов должна была полностью сменить декорации, а все они были не только свои для каждого номера, но еще и очень сложные и разные), группа микрофонных операторов и техников должна была оснастить следующего выступающего (а также его бэк-вокалистов, а они были почти у всех) микрофонами и ушными мониторами. Учитывая, что многие использовали не ручные микрофоны, а головные, надо было успеть прикрепить артисту на пояс или иное подходящее место портативный поясной передатчик, где-то там же крепился мониторный приемник. Если пояса нет, приборы крепились к одежде липучкой или даже к коже специальной лентой. (Упомянув про "иное подходящее место", представитель компании Sennheiser с улыбкой заметила, что "в этом случае проще с девушками" – что имелось в виду, я так и не понял, потому предоставляю читателям самим разгадать эту загадку, как говорится, "в меру своей изощренности").
Рис. 4 К "заряжанию" готово!
Все же точности ради отмечу, что оснащение ("зарядка" на сленге микрофонных операторов) артиста микрофонами и мониторами происходила, конечно, не 30 секунд, это нереально, а примерно три минуты, то есть она начиналась, пока еще шло выступление предыдущего артиста. Но и три минуты – это сумасшедший ритм, особенно учитывая количество номеров, и он требовал высочайшей дисциплины и отработанности процедур и алгоритмов. Всего в микрофонной зоне находилось 4-5 делегаций, одна "разукомплектовывалась", другая "заряжалась", остальные готовились к выступлению.
Несколько слов об энергетике. Организаторы конкурса, ознакомившись с техническими возможностями спорткомплекса "Олимпийский", сразу пришли к выводу об организации полностью автономного электроснабжения. Во дворе было установлено 20 дизель-генераторовмощностью500 кВт каждый, то есть общая мощность составила 10МВт! Учитывая, что подача электроэнергии шла непрерывно и круглосуточно, можно понять одного из сотрудников Первого канала, сказавшего: "трудно себе представить, сколько мы потратили топлива…". Распределительные шкафы были установлены слева и справа от сцены, а также на крыше комплекса, а общая длина кабелей составила более 140 км. Для проводов были рассчитаны специальные маршруты, чтобы силовые кабели не пересекались с сигнальными. Все кабели проложены по специальным коробам, заземленным между собой, и защищены от механического воздействия.
Телевещание было организовано силами Первого канала, и для его сотрудников это было первое шоу такого масштаба. Достаточно сказать, что использовались 24 телекамеры – это очень много даже для большого спортивного мероприятия на стадионе.
В качестве звукорежиссера трансляции пригласили известного специалиста по трансляции музыкальных шоу Андрея Пастернака. Следует отметить, что Первый канал для Москвы вещал в стерео.
Для организации телевещания использовались две идентичные ПТС (одна из них была оплачена Первым каналом и осталась в Москве). Машины взаимно резервировались, то есть одна была рабочей, другая резервной, но сигналы шли в обе ПТС, так что в случае сбоя в одной машине вещание продолжилось бы из другой.
Рис 5. Пульт LAWO mc2 66 в ПТС
Отсек звукорежиссера в этих машинах оснащен цифровой консолью Lawo, причем сложность коммутации была такова, что все 128 каналов пульта были заняты. В микшер были заведены сигналы всех микрофонов всех исполнителей (!) и ведущих, два микрофона гостей , два микрофона жюри, плюс стереофоническая минусовая фонограмма, плюс десять микрофонов интершума из зала, плюс две "пушки" на удочках… Сюда же следует добавить служебную связь и обмен сигналами между ПТС. Музыкальный ряд микшировался в одной ПТС, речевой (а его было очень много) – в другой.
Следует сказать несколько слов о воспроизведении фонограмм. Думаю, всем известно, что никаких плюсовок на "Евровидении" не бывает, но все же стоит это еще раз повторить. За воспроизведение фонограмм отвечала московская компания "Соник Сервис", чьи инженеры и оборудование располагались вместе с мониторными звукорежиссерами, но работали по указаниям режиссера из ПТС. Стереофонические инструментальные фонограммы воспроизводились с мультитрек-рекордера Tascam 24.
Почему стерео – с мультитрека? Очень просто! Для многих номеров имелось несколько стереопар, например, в зал (и для вещания) подавалась одна инструментальная фонограмма, а в мониторы исполнителю – другая, к тому же некоторые исполнители привозили по нескольку вариантов микса своих песен, и все они были занесены в воспроизводящее устройство.
Tascam 24 работал под управлением программы Nuendo, воспроизводившей, помимо прочего, временной код SMPTE. Это очень важный момент: от этого тайм-кода работала световая аппаратура и пиротехника, видеоэкраны выводили изображение, даже телекамеры управлялись по SMPTE-коду. Фонограмма запускалась, только когда была полностью готова сцена, а камеры были установлены в нужных местах. Перед запуском тайм-кода, начинавшегося всегда с целого числа (час:мин:сек:мс), давался клик, перед кликом 4-секундный Pro-Roll в тишине.
Телевизионный сигнал отдавался для 40 стран (абонентов), так называемый «международный звук» представлял собой стереопару и surround-микс формата 5.1 для нескольких европейских стран (Австрия, Германия, Англия, Швеция).
Среди обывателей ходили слухи, что "Евровидение" шло не в прямой трансляции, а в записи – это не так. Просто для подстраховки все прогоны в костюмах тоже снимались по полному циклу, чтобы, если что-то случится, дать тот или иной номер в эфир с сервера, чтобы передача не прерывалась. Но это все равно живое выступление, немонтированное и неправленное.
А поскольку прогоны-репетиции тоже были с публикой, камерами и всем что положено, кое-кто из публики решил, что это съемки передачи, которые потом пойдут в эфир в записи.
…Вот такой была техническая сторона "Евровидения 2009".Безусловно, с этой стороны мы были свидетелями самого сложного шоу-мероприятия, которое когда-либо проходило в нашей стране и очень нескоро мы сможем увидеть и услышать нечто подобное.
Жаль, что мало кто из наших специалистов имел возможность увидеть все то, о чем здесь было рассказано, и я надеюсь, эта статья хотя бы в какой-то степени дает представление о технических аспектах шоу.
Далее приводится список звукоусилительного оборудования шоу.
The Official Equipment List for the 2009 Eurovision Song Contest
Arena main PA System
Meyersound Milo – 18
Meyersound Milo 120 – 2
Meyersound Mica – 38
Meyersound 700HP – 16
Meyersound 650P – 16
Arena Delay PA System
Panasonic LA3 – 72
Dynacord Amp LX3000 – 54
Arena Fill PA System
Meyersound Melodie – 8
Meyersound UPJunior – 10
Meyersound CQ-1 – 3
Meyersound CQ-2 – 2
Meyersound UPA-1P – 4
Meyersound UM-1P – 4
Monitor Speakers
Meyersound мJF212 – 6
Meyersound UM-1P – 8
Meyersound USM-100P – 8
Meyersound м3D – 2
Panasonic LA3 – 10
Dynacord Amp LX3000 – 6
Control Equipment
Desk Yamaha PM1D (Monitor) – 2
Desk Yamaha P5D (FOH мusic) – 2
Desk Yamaha DM2000 (FOH) – 2
Lexicon 480 – 2
Xta DP324 SIDD – 2
CD-Player – 4
Meyersound Galileo – 5
Yamaha DME64 – 2
Meyersound SIM3 – 1
Optocore DD32E – 9
Optocore DD6NE – 3
Yamaha AD8HR – 12
Yamaha AD824 – 4
Klark Teknik SquareOne – 20
Viewing Room(Dolby 5.1 System)
Meyersound UPJ-1P – 5
Meyersound USW-1P – 1
Panasonic WR-D01/G – 1
Green Room
Meyersound UPJunior – 14
Meyersound UPM-1P – 12
Meyersound 600HP – 2
Yamaha DM1000 – 1
Yamaha DME32 – 1
VIP Area
Meyersound UPA-1P – 2
Meyersound UPJunior – 8
Meyersound UPM-1P – 8
Meyersound USW-1P – 3
Panasonic WR-D01/G – 1
09 сентября 2015
Анатолий Вейценфельд
Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.
Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.