С 7 по 10 мая 2015 года в Варшаве прошел очередной 138-й конгресс AES под председательством известного польского ученого Божены Костек и У. Зангиери.
На конгрессе работали научная сессия, выставка, учебные и научные семинары, демонстрации и обучение записи пространственного звука, студенческие мероприятия и др.
На открытии конгресса речь под мистическим названием «Дзен и искусство слушания» произнес специалист австрийского телевидения Ф. Камерер. Основная идея его выступления в том, что в хаосе современного звучащего мира нужно сохранить способность слышать историю.
Традиционную мемориальную Хайзеровскую лекцию прочитал директор известной финской компании Geneleс доктор И. Мартикайнен (рис.1).
Рис.1 Директор фирмы Geneleс доктор И. Мартикайнен
Тема лекции - «Контрольные мониторы - могут ли они быть инструментом истинного контроля качества?». В ней он дал подробный анализ развития контрольной акустики (технологий, конструкций, методов расчета и т.д.) с 1940-х годов до настоящего времени, и определил перспективы их дальнейшего развития.
На научной сессии работало десять секций, краткий анализ основных докладов на них дан ниже.
На секции «Преобразователи» был представлен 21 доклад, из них три доклада были посвящены стереотелефонам.
Доклад известного специалиста С. Олива «Оценка влияния типов наушников на индивидуальные тренировки слуха» (пр. 9272) был посвящен влиянию выбора моделей наушников и их качества на эффективность тренировки слуха у звукорежиссеров. Было количественно показано, что хорошее качество наушников значительно повышает эффективность улучшения технического слуха.
Во втором докладе (У. Хорбах, «Измерения частотных характеристик стереотелефонов - новый подход», пр. 9274) описаны погрешности измерения АЧХ стереотелефонов существующими методами (на искусственной голове, на приборе «искусственное ухо» и с помощью субъективных оценок) и предложен новый метод оценки с помощью специально разработанного устройства (рис.2), позволяющего получить АЧХ близко совпадающую с полученной субъективными методами.
Рис.2 Микрофонное устройство для измерения телефонов
Кроме того, было предложено процессорное устройство, позволяющее производить индивидуальную калибровку телефонов, что очень важно для развития систем бинаурального синтеза.
Наконец, в третьем докладе «Измерения эффектов утечки для прижимных и охватывающих телефонов» (пр. 9275) рассмотрены проблемы уменьшения воспроизведения низких частот в телефонах разных типов за счет утечки воздуха при прижиме ушной раковины, и показано, как влияет индивидуальная форма ушной раковины на величину утечки и снижение уровня АЧХ (от -2 до -6 дБ).
Ряд докладов были посвящен методам расчета громкоговорителей. Доклад М. Халворсена «Модуляция потока в электродинамических громкоговорителях» (пр. 9317) представлял результаты измерений флюктуаций магнитного потока в узле «магнитная цепь + звуковая катушка» обусловленных в основном поверхностными токами в деталях магнитной цепи (рис.3). Использование медных колпачков на керне уменьшает поверхностные токи, но приводит к потерям мощности.
Рис.3 Распределение поверхностных токов в магнитной цепи громкоговорителя
В докладе «Прогресс в уменьшении искажений громкоговорителей при акустических измерениях» (пр. 9316) был представлен метод для разделения линейных и нелинейных искажений при измерениях АЧХ громкоговорителей в условиях значительных шумов.
Созданию еще одного варианта нелинейной модели громкоговорителя на низких частотах был посвящен доклад «Низкочастотная нелинейная модель громкоговорителя» (пр. 9284)
В докладе «Субвуферы в помещении - стереофоническое воспроизведение» (пр. 9319), автор Юха Бакман (Финляндия), рассматривались вопросы локализации при использовании двух низкочастотных блоков в помещении, как, например, в системе 22.2. Принято считать, что человек не может локализовать звуки ниже 200 Гц, поскольку разница по времени и интенсивности между ушами слишком мала. В докладе показано, что при использовании субвуферов в стереорежиме, особенно в области собственных резонансов помещения, эта разница может оказаться существенной и поэтому расстановка этих блоков может оказывать влияние на локализацию источников.
Специальная конструкция тонкого эллиптического громкоговорителя представлена в корейском докладе «Тонкий эллиптический громкоговоритель в щелевом оформлении» (пр. 9315). Громкоговоритель предназначен для работы в плоских телевизорах, конструкция его показана на (рис.4), при этом он установлен в тонкий корпус с боковыми щелями, излучение обеспечивается за счет дифракции на щелях.
Рис.4 Тонкий эллиптический громкоговоритель
На секции «Акустика помещений» было представлено 5 докладов. В докладе польских специалистов под руководством проф. Веслава Войчика «Акустические измерения зала Варшавской камерной оперы с использованием двух типов источников с последующей аурализацией» (пр. 9260) были представлены результаты измерений 400 импульсных характеристик в зале с использованием двух источников (громкоговорителя в форме додекаедра и акустической системы Dynaudio BM1). Микрофоны были расставлены в партере, на балконе и у потолка (всего12 микрофонов) (рис.5).
Рис.5 Расстановка микрофонов в Варшавской опере
Измерения проводились в соответствии со стандартом ISO 3382-1. Из измеренных характеристик был рассчитан ряд основных параметров: EDT (раннее время реверберации), T20, С-50, BR и др. Были построены их зависимости от частоты для разного расположения источников и т.д. На основе полученных данных создана аурализационная модель зала, позволившая провести прослушивание вокальной и инструментальной музыки для разного расположения источников и микрофонов.
Доклад «Установление параметров помещения для пространственных аудиообъектов» (пр. 9258) представил новый алгоритм для анализа и синтеза импульсных характеристик помещения, позволяющий произвести декомпозицию измеренных импульсных характеристик в прямой звук, ранние отражения и позднюю реверберацию. И наоборот, из рассчитанных или измеренных параметров этих трех видов звуковых сигналов дана возможность синтезировать импульсные характеристики для последующей аурализации.
В двух докладах австралийских специалистов (пр. 9256 и 9257) были представлены результаты субъективных оценок и объективных измерений (по таким параметрам, как EDT, T20, T30, C50, C80, Ts, STI и др.) для 12 малых радиовещательных студий. Было показано, что слушатели предпочитают постоянное время реверберации от 125 Гц и выше, и что наибольшую важность для слушательских оценок имеет значение раннего времени реверберации на низких частотах.
На секции «Приложения в аудио» (всего 16 докладов) можно отметить интересный доклад «Реконструкция механически записанных аудиосигналов с помощью лазерной интерферометрии» (пр. 9300). Идея считывания информации с механических носителей с помощью лазерного луча используется достаточно давно (с 2005 г.), для чего выпускаются специальные приборы. В данной работе предлагается новый усовершенствованный механизм считывания, преимущества которого демонстрируются на примере считывания звуковой информации и преобразования ее в цифровую форму с коррекцией помех (трещин, шумов и пр.) с восковых валиков (сделанных еще на фонографе) (рис.6). Показано, что по объективным и субъективным оценкам качество звучания получается достаточно хорошим.
Рис.6 Восковые валики для считывания информации с помощью лазерной интерферометрии
В докладе японских специалистов Т. Ватанабе и др. «Активный контроль звукового поля в государственном оперном театре Варшавы» (пр. 9330) представлено описание системы активного контроля звукового поля в зале, поскольку измерения показали, что в данном зале не хватает громкости, недостаточно время реверберации и др. В зале была размещена система микрофонов и громкоговорителей (рис.7), где с помощью обратной связи генерировались необходимые звуковые сигналы для увеличения громкости и уровня реверберации в заданных зонах.
Рис.7 Система электронного управления параметрами помещения
Следует отметить, что системы активного контроля используются достаточно активно, особенно в Германии, анализ некоторых из них приведен в книге В. Анерта « Озвучивание и звукоусиление».
В докладе японских специалистов «Студия дублирования с многоканальной звуковой системой 22.2 в радиовещательном центре NHK» (пр. 9327), дано подробное описание новой студии CD-606, включая программные продукты, размещение громкоговорителей, акустический дизайн помещения и результаты измерений (рис.8). Это первая в мире студия, оборудованная многоканальной звуковой системой 22.2.
Рис.8 Студия дублирования с системой звуковоспроизведения 22.2
В докладе «Улучшения и пользовательские предпочтения для телеконференц-систем» (пр.9305) рассматривались проблемы проведения виртуальных телеконференций через смартфоны, предлагается использовать системы бинаурального синтеза для обеспечения пространственного звучания и элементы аурализации для передачи ощущений реверберационного процесса в помещении.
Очень полезный доклад был представлен польскими специалистами под руководством проф. Б. Костек «Измерения и анализ звуковых уровней в кино с использованием моделей громкости Leq и LUFS» (пр. 9336). В нем были подробно разобраны существующие методики измерений, используемые единицы для оценки громкости и требуемые нормы при прослушивании фильмов и видеопрограмм.
В докладе «Распознавание опасных акустических событий с использованием параллельной процессорной обработки на суперкомпьютерном кластере» (пр. 9301) были предложены новые алгоритмы параллельной обработки на супермощных компьютерах, позволяющих выделять и распознавать такие опасные сигналы, как взрыв, выстрел, крик и др.
В докладе «Субъективная оценка коммерческих систем для обогащения звука» (пр. 9306) рассмотрены различные варианты электронных систем, установленных во многих концертных и театральных залах, которые позволяют влиять на структуру звукового поля: увеличивать время реверберации, менять уровень звука в различных точках помещения, улучшать структуру ранних отражений и т.д. В данной работе представлены сравнительные субъективные оценки трех различных систем, недавно установленных в различных театрах Варшавы, дана их сравнительная оценка, детально разобраны их достоинства и недостатки.
На секции «Процессорная обработка аудиосигналов» было представлено 16 докладов, из них можно выделить доклад «Анализ атаки звука струнных инструментов» (пр. 9217). Проблема эта достаточно важная, поскольку анализ атаки играет важнейшую роль в автоматическом распознавании тембров, поэтому имеется много работ, посвященных этому вопросу. В данной работе представлен анализ полученных к настоящему времени результатов и предложен новый алгоритм распознавания и анализа атаки у струнных инструментов.
Продолжаются работы по автоматическому распознаванию музыкального содержания программ, этому направлению был посвящен доклад греческих ученых «Анализ содержания музыкальных структур с использованием векторного квантования» (пр. 9269), в котором предложен новый алгоритм, апробированный на распознавании семантической информации различных жанров музыки.
В докладе индийских специалистов «Установление произвольной траектории движущегося акустического источника» (пр. 9266) рассмотрены активные (программы SONAR, RADAR и др.) и пассивные (с помощью расчета кросскорреляционной функции между сигналами, записанными разными микрофонами) методы определения траектории и скорости движения источника. В данном докладе представлен новый метод - запись сигнала движущегося звукового источника несколькими микрофонами и расчет значения его мгновенной частоты (с помощью преобразования Гильберта) (рис.9).
Рис.9 Запись траектории движущегося источника
В докладе В. Фоля и др. «Система виртуальной звуковой реальности FPGA» (пр. 9328) рассматривается усовершенствованная система (предложенная ранее фирмой Nokia) усиленной виртуальной реальности, позволяющая через наушники мобильных устройств воспроизводить трехмерный виртуальный звуковой мир (созданный с помощью бинаурального синтеза), смешанный с реальным звуковым окружением, записанным через встроенные микрофоны.
Три доклада специалистов из минского университета (пр.9265, 9268, 9567) были посвящены проблемам обработки речи: установлению мгновенной высоты сигнала, усилению разборчивости на фоне шумов и др.
Уже на третьем конгрессе работают специальные секции, посвященные проблемам образования специалистов в области аудио. На данном конгрессе на секции «Образование» был представлен доклад проф. А. Нишимура (Токийский Университет) «Влияние тренировки слуха на оценку качества цифрового звука для нетехнических специальностей» (пр. 9244), в котором обсуждается, как влияет предварительная тренировка слуха (по специально разработанной в Университете методике) на качество оценки звучания цифровых аудиокодеров студентами во время практических работ по дисциплинам, связанным с изучением цифрового звука. Количественно показано существенное влияние предварительной тренировки на точность оценок качества звучания цифровых кодеров.
На секции «Семантическое аудио» было представлено шесть докладов.
Доклад А. Роговской (Польша) «Слышимость потерь компрессированных музыкальных инструментов» (пр. 9232) представил результаты работ по оценке слышимости потерь при обработке различных музыкальных инструментов тремя видами кодеков. Показано, что слышимость зависит от скорости передачи данных и от типа инструментов, при скорости 32 кб/с компрессированные сигналы легко различались от некомпрессированных, при скорости 96 кб/с она была практически незаметной.
В докладе «Измерение качества музыкальных звуков в реальном времени» (пр. 9350) представлена компьютерная система для автоматической оценки качества исполнения отдельных нот музыкантами. Для этого предварительно были записаны отдельные звуки на разных инструментах, исполняемые профессиональными музыкантами, затем педагоги оценили их качество исполнения, были выделены отдельные характерные параметры, наиболее важные для оценки, и внесены в программу. Практика применения программы показала, что автоматические оценки в значительной степени совпадают с оценками преподавателей.
Очень полезный для практики обучения польский доклад «Сольфеджио тембров: развитие слуховых признаков спектральных характеристик звука» (пр. 9351) содержит информацию о том, как в рамках специально разработанного курса «Сольфеджио тембров» студентов обучают способности ассоциировать изменения тембров со спектральными характеристиками звуков, что чрезвычайно важно в практике работы звукорежиссеров.
На секции «Пространственная локализация и разделение звуков» было также представлено шесть докладов.
В докладе «Разделение звуковых объектов с использованием решетки микрофонов с управляемой характеристикой направленности» (пр. 9296) предлагается метод разделения звуковых потоков из смешанной звуковой картины (речи и музыки) с помощью решетки из 47 микрофонов (круговой) с управляемой характеристикой направленности (рис.10)
Рис.10 Круговая решетка из 47 микрофонов
В докладе «Классификация пространственного расположения и содержания звуковых источников с помощью нейронных сетей» (пр. 9294) рассматриваются алгоритмы с использованием нейронных сетей для улучшения пространственного разделения и распознавания источников.
Еще три доклада (пр. 9299, 9298, 9297) также посвящены проблемам разделения звуковых потоков от множественных источников аппаратными и программными методами.
Последний доклад «Теоретический анализ локализации звука с использованием амплитудного панорамирования» (пр. 9295) содержит вывод формул для расчетов локализации множественных источников при панорамировании на низких частотах (исходя из теории, представленной в диссертации Пулкки).
На секции «Пространственный звук» было представлено 24 доклада.
Из них доклад «Анализ окрашивания тембра в системе WFS с использованием бинауральной модели громкости» (пр. 9320) был посвящен проблеме влияния конечного расстояния между громкоговорителями и расстояния между громкоговорителями и слушателями на изменение тембра с использованием бинауральной модели оценки громкости, предложенной Б. Муром.
В докладе немецких специалистов «Бинауральное аудио с учетом движения головы» (пр. 9223) рассматриваются разные способы учета движения головы: реальные с помощью гирометра (рис.11) или синтезируемые в мобильных устройствах, т.к. при передаче бинаурального стерео учет движения головы существенно усиливает восприятие пространственности.
Рис.11 Контроль движения головы с помощью гирометра
Доклад немецких специалистов Ф. Шульца, Ф. Штраубе, С. Спорса «Обсуждение критериев технологии создания волновых фронтов для линейных массивов» (пр. 9323) был признан лучшим на конгрессе и удостоен специальной медали. В нем рассматривается новая технология формирования волнового фронта аналогично используемой в системах WFS ( пространственные системы звуковоспроизведения) применительно к большим линейным массивам, используемым в системах озвучивания.
Аналогичная тематика была представлена в других двух докладах этих же авторов: «Физические свойства локального WFS с использованием линейных массивов» (пр. 9321) и «Синтез виртуальных цилиндрических волн с использованием круглых и сферических линейных массивов» (пр. 9324).
В докладе «Измерение характеристики направленности скрипки во время исполнения» (пр. 9248) предлагается метод измерения пространственного распределения энергии скрипки во время исполнения с помощью решетки из 32 микрофонов (рис. 12)
Рис.12 Пространственное распределение энергии скрипки
В докладе «Модульные микрофонные решетки для пространственного аудио» (пр. 9250) предлагается несколько вариантов модульных микрофонных решеток (рис.13) для записи пространственного звука (например, Ambisonics или Wave Field Synthesis) для повышения разборчивости речи, локализации источников и др.
Рис.13 Модули для микрофонов
В докладе известного японского специалиста проф. Ю. Андо «Оптимизация воспроизводимой волновой поверхности при трехмерном панорамировании» (пр. 9247) рассматривается трехмерное амплитудное панорамирование, в котором на основе использования взвешенных коэффициентов (в зависимости от расположения и расстояния до источника) для сигналов, подаваемых на громкоговорители, локализуется пространственный источник. В настоящее время метод широко применяется на практике. В данной статье предложен усовершенствованный метод формирования фронта волны при воспроизведении звука несколькими громкоговорителями. Эксперименты с шестью громкоговорителями вокруг экрана (рис.14) показали, что новый метод дает существенное улучшение качества звуковоспроизведения.
Рис.14 Система из шести громкоговорителей вокруг экрана телевизора
В докладе известных специалистов В. Войчика и Д Биго «Синтез перемещающейся реверберации с помощью активной (виртуальной) акустики» (пр. 9326) рассматривалась следующая проблема: в больших залах поле не изотропно и неоднородно, поэтому форма кривой спада энергии и время реверберации отличаются в разных точках помещения, особенно при соединении большого объема с несколькими малыми объемами. (Пример кафедрального собора Grace Cathedral в Сан Франциско показан на рис. 15).
Рис.15 Кафедральный собор
При этом получается кривая спада с несколькими склонами, что создает эффект перемещающейся реверберации. В докладе предложена методика (на основе измерения импульсных характеристик) моделирования таких сложных процессов, и проведена слуховая оценка восприятия сложных реверберационных процессов.
На секции «Запись и воспроизведение звука» было представлено 16 докладов.
В докладе «Эффект изменения акустических условий на восприятие высоких частот» (пр. 9239) исследовался эффект влияния различных помещений, время реверберации которых показано на рис.16, на оценку высокочастотного содержания музыкальных программ.
Рис.16 Время реверберации в разных помещениях
Показано, что опытные звукорежиссеры могут абстрагироваться от окружающих условий при своих оценках, а неопытным слушателям требуется адаптация для получения стабильных результатов.
Доклад «Интерактивный мультимедиа-опыт» (пр. 9342) содержал описание лаборатории Southampton Solent University (Англия), и выполняемого в ней проекта по анализу взаимодействия пространственного звука и видео (рис. 17).
Рис.17 Лаборатория для изучения аудиовизуального взаимодействия
В докладе «Исследование эффективности методов, применяемых звукорежиссерами для уменьшения частотной маскировки при микшировании многоканальных музыкальных записей» (пр. 9341) проводится сравнение трех методов, обычно применяемых при записи для уменьшения маскировки одного инструмента другим: зеркальной эквализации (усиление одного инструмента и ослабление другого), разделения частотных спектров (низкочастотная фильтрация одного инструмента и высокочастотная фильтрация другого) и стереопанорамирование (размещение инструментов в разных точках пространства).Сравнительные тесты показали, что слушатели предпочитают третий вариант.
В докладе проф. Кимио Хамасаки «Натуральная запись оркестра с трехмерным звуком» (пр. 9348) предлагается система микрофонов для записи пространственного звука с вертикальным расположением громкоговорителей, например, системы 22.2, 10.1 и др. Предлагаемая микрофонная система включает в себя (рис.18): комбинацию фронтальных микрофонов для записи прямого звука и первых отражений, и комбинацию для записи окружающего звука, состоящую из четырех микрофонов (ХН-восьмерка) на уровне уха, четырех суперкардиоидных микрофонов на более высоком уровне и один суперкардиоидный микрофон на самом верхнем уровне.
Рис.18 Система расстановки микрофонов
Характеристики направленности направлены таким образом, чтобы писать отраженные звуки и минимизировать энергию прямого звука. Микрофоны расположены на расстоянии 2-3 м друг от друга. Экспертизы показали высокую степень погружения слушателей в трехмерное звуковое пространство.
Результаты очень полезного исследования были представлены в докладе известных звукорежиссеров Дж. Массенбурга, Дж. Д. Рейсса и др. «Слуховая оценка практики микширования музыки» (пр. 9235), в котором было проведено сравнительное прослушивание различных музыкальных произведений, микширование которых выполнено разными звукорежиссерами. Был выявлен значительный разброс в оценках записей одного и того же произведения, микшированных разными звукорежиссерами (поскольку процесс этот очень индивидуальный). Авторы пытались выявить специфические объективные параметры (уровень компрессии, баланс, панорамирование и др.), отличающиеся у разных звукорежиссеров, и оценить их влияние на предпочтения слушателей.
Доклад «Семантически мотивированный интерфейс управления с помощью жестов для контроля динамического диапазона компрессора» (пр. 9347) (Университет Huddersfield, Англия) представил результаты по созданию новых контроллеров по управлению жестами, с помощью которых можно контролировать при записи основные параметры сигналов: компрессию, панорамирование, баланс и др.
На секции «Восприятие» было представлено 26 докладов.
Очень важные результаты для дальнейшего развития аудиотехники содержались в докладе «Выявление различий между восприятием живого и записанного звука» (пр. 9307), Университет Surrey (Англия). На протяжении всего развития аудиотехники ставилась задача создания таких средств записи и воспроизведения звука, чтобы создаваемый ими звук был неотличим от оригинала. Однако, несмотря на огромный прогресс в развитии технических средств (процессорной обработки, систем пространственного звука и т.д.), цель эта до сих пор не достигнута. В данной работе описана методика постановки эксперимента сравнения живого звучания (джазовый дуэт, джазовый квинтет, квинтет медных духовых) с записанным звуком, воспроизведенным через девятиканальную систему с разными уровнями расположения громкоговорителей. В качестве экспертов участвовали группы опытных и неопытных слушателей. Эксперимент показал, что обе группы четко отличают живой звук от записанного - по тембральным, пространственным признакам и др. Очень ценно, что выявлен целый ряд признаков, по которым дана количественная оценка различий. Эта работа и ее продолжение могут определить пути дальнейшего развития аудиотехники.
Доклад китайских специалистов «Влияние психоакустических факторов на восприятие музыкальных сигналов в контексте окружающего звукового ландшафта» (пр. 9277) был посвящен проблемам восприятия музыки в различном звуковом окружении, в зависимости от которого меняется восприятие музыкальных свойств, в частности консонансов/диссонансов.
Доклад «Новое оборудование комнаты прослушивания в компании Dolby Labs» (пр. 9337) содержал описание звукового оборудования и программных продуктов (рис.19) для обеспечения требований нового стандарта ITU R BS.111-2.
Рис.19 Новая лаборатория фирмы Dolby
В их состав входят шесть мониторов фирмы Dynaudio и два 10" субвуфера фирмы Velodyne, система MediaMatrix для управления каналами, полный комплекс программного обеспечения для тестирования программных и пространственных свойств нового поколения аудиоформатов.
В докладе «Акустические свойства различных типов вкладных телефонов, используемых звукорежиссерами» (пр. 9233) проведен сравнительный анализ различных типов вкладных телефонов по объективным и субъективным параметрам, выданы рекомендации по отбору различных типов телефонов и по рекомендуемым уровням для их прослушивания.
В докладе «Воздействие звука на студентов-музыкантов в больших музыкальных ансамблях» (пр. 9276) проведены измерения средних уровней звукового давления среди музыкантов на сцене: для медных инструментов - от 88 до 93 дБ, для деревянных от 84 до 92 дБ, для струнных - от 82 до 93 дБ и т.д. Пиковые уровни могут достигать 122 дБ и выше. Особенно интенсивному воздействию подвергаются музыканты при игре в духовых оркестрах, биг-бендах и др., что может приносить большой ущерб чувствительности слуха.
Анализ современных литературных данных по субъективным оценкам качества звучания громкоговорителей и их связи с объективными оценками представлен в докладе известного специалиста С. Бёка (пр. 9230).
В докладе «Изменение восприятия тембра при сдвиге слуховых порогов» (пр. 9228) показано, как воздействие громких звуков выше 90 дБ в течение длительного времени (от часа и более) приводит к сдвигу порогов слуха, при этом происходит изменение восприятия тембра, что необходимо учитывать звукорежиссерам.
В работе специалистов из Technische Universität Ilmenau (Германия) представлены результаты изучения связи таких субъективных оценок, как приятно/неприятно, с объективными характеристиками звука (пр .9312).
Известные специалисты С. Зелиньш, Ф. Рамси, С. Бёк в докладе «Унификация методов оценок для речи, аудио, видео и мультимедиа» (пр. 9308) высказали соображения о необходимости унификации методов субъективных оценок качества, включая развитие унифицированных шкал, образцов, отбора экспертов и др.
Кроме обычных докладов, были представлены на секции «Инженерные записки» короткие сообщения прикладного характера, среди которых можно отметить «Анализ поведения DML-систем звукоусиления в больших концертных залах», «Опыт использования микрофонной техники для трехмерной записи классической музыки», «Влияние расстояния до микрофона на точность распознавания речи», «Сравнение акустики залов для представления оперы Вагнера «Лоэнгрин» и др.
Как обычно, работали учебные и научные семинары, тематика которых включала следующие проблемы: «Основы и практические аспекты синтеза звукового поля», «Микрофоны – как вы слышите их характеристики», «Слуховые тесты - понимание базовых концепций», «Интерактивная музыка - прошлое, настоящее и будущее», «Создание музыки для кино» и др.
На научных семинарах обсуждались темы: «Автомобильный звук», «Новые стандарты для универсального 3D-аудиокодирования», «Обучение мастерингу - новая волна», «Новые стандарты звука в кино» и др.
Новинкой были демо-семинары, посвященные пространственному звуку, тематикой которых были «Психоакустика для 3D-звука», «Виртуальная звуковая реальность через стереотелефоны», « 3D-запись классической музыки» и др.
Одновременно, как всегда, проходили студенческие мероприятия: студенческая ассамблея, встреча с мастерами, конкурс звукозаписей, докладов и дизайнерских работ.
20 августа 2015
Ирина Алдошина
Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.
Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.