Каждый день на всех нас обрушивается огромное количество новой музыки. Никогда еще человечество не было столь плодовито по части музыкального творчества, как в наше время. Но, несмотря на это, люди продолжают слушать и старую музыку, ею интересуются представители каждого следующего поколения. А записи старой музыки, в том числе и переведенные в цифровую форму, иногда находится в состоянии, которое раздражает избалованное ухо современного слушателя. Наших бабушек и дедушек не напрягало потрескивание и шипение патефона, ведь они не знали, что запись может быть без этих шумов. А вот следующее поколение уже требовало, чтобы в магнитофонах и кассетниках была система шумоподавления, и на этом вырос бизнес братьев Долби. В больших государственных и ведомственных архивах за старыми лентами тщательно ухаживают, оцифровывают их и при необходимости готовят к публикации. Но ведь уникальные старые записи, часто вызывающие интерес у широкой аудитории любителей творчества того или иного артиста или коллектива, находятся не только в официальных фондах радио, телевидения и компаний звукозаписи. Есть и интереснейшие записи, сделанные любителями на полупрофессиональную и даже бытовую аппаратуру, пролежавшие длительное время не в лучших условиях, а впоследствии оцифрованные с видавших виды магнитофонов через дешевые звуковые карты и интерфейсы. Результат получается соответствующим, а ведь так хочется, чтобы записи звучали как современные!
И тут на помощь приходят компьютерные программы для реставрации фонограмм. Их выпускает немало разработчиков, но одним из бесспорных лидеров является компания iZotope с ее реставрационным пакетом RX, ныне выпущенной уже в пятой версии. Программа выпускается для операционных систем Windows и Mac OS X в виде как отдельного приложения, так и в виде плагина для звуковых редакторов. В этом случае надо учесть, что некоторые функции присутствуют только в отдельной программе.
Новая версия, как и предыдущие, существует в двух вариантах – базовом и продвинутом (Advanced). Последний стоит существенно дороже и богаче оснащен функционально. По сравнению с предыдущей версией в программу внесены значительные изменения – новые функции, новые алгоритмы, изменения коснулись интерфейса и возможностей регулирования параметров.
Главной новацией предыдущей версии стало сохранение работы в новом собственном формате - .rxdoc. Дело в том, что в предыдущих версиях при сохранении файла вся история внесенных изменений пропадала. В новом формате файла сохраняется не просто история внесенных изменений, а целиком последовательность измененных аудиофайлов. В результате размер rxdoc-файла может многократно превышать исходный WAV или AIF. Например, исходник в 30 МБ после длительной работы с десятками операций превратился в… 4 ГБ rxdoc-файл! Зато теперь всегда есть возможность вернуться к любому моменту в работе над проектом и что-то исправить. Разумеется, если что-то исправляется в середине списка операций, то последующие действия исчезают. Но и тут можно найти выход из положения, создав копию rxdoc-файла и работая с ней, а прежние изменения останутся нетронутыми в первом rxdoc-файле.
Сохранять (точнее, экспортировать) работу, происходящую по умолчанию в 32-разрядном стандарте, можно в форматах WAV, в том числе в его вещательной версии BWF (32, 24, 16 бит), AIF (32, 24, 16 бит), FLAC и OGG. К сожалению, нельзя напрямую сохранять работу в МР3 – по той простой причине, что такая возможность требует лицензионного соглашения с правообладателем формата, и соответствующих отчислений. Так что для этого придется использовать конвертеры, которые, впрочем, доступны в сети. Открывать МР3 файлы программа позволяет без проблем.
Одной из основных новинок 5-й версии – функция De-Plosive, предназначенная для подавления «взрывных» вокальных артефактов при сохранении призрачности звучания. Это может быть полезно и при работе над вокальными треками, и при редактировании диалогов в производстве визуальной продукции.
Leveler
Еще одна важнейшая новация – обновление функции управления уровнем (Leveler) Она предназначена для выравнивания вокала, диалогов, и оперирует в категориях звукового давления (RMS). В новой версии появились алгоритмы De-Breath и De-Ess, автоматически находящие проблемы со звуками дыхания и шипящими согласными и выравнивающие общий уровень фонограммы.
Функция управления громкостью (Loudness) осуществляется в единицах громкости LU – новых единицах измерения, активно приходящих на смену измерению уровня сигнала.
Loudness
Еще одной интересной новинкой является функция EQ Match, позволяющая снять кривую частотной коррекции с одной фонограммы (аудиофайла) и применить е к другой для выравнивания тембров и характера звучания разных файлов.
Подобным образом, но уже в области пространственных характеристик действует функция Ambience Match, позволяющая придать разным фонограммам сходную реверберацию, что очень важно при работе с саундтреками видео. Теперь этот алгоритм доступен и в виде плагина для Pro Tools AudioSuite.
Появилась в программе и возможность изменения тональности без изменения хронометража (что особенно важно, с транспонированием формант!), и возможность изменения хронометража фонограммы без изменения высоты тона.
В функцию спектрального ремонта добавлена долгожданная возможность вертикального исправления, а также вертикального и горизонтального одновременно.
Интересной является функция удаления реверберации (Dereverb). Попытки создания подобного алгоритма предпринимались различными разработчиками и раньше, но звуковой результат мало кого удовлетворял. А вот функция iZotope RX 5 работает очень хорошо, мягко и деликатно, сохраняя после удаления реверберации естественность звучания. Правда, ее интерфейс не очень понятен в плане графического отображения, но главное – это звук. Важно лишь пользоваться функцией аккуратно, избегая выставления предельных параметров – в этом случае, конечно, звук будет наполнен звенящими артефактами. Среди пресетов функции есть и улучшение имеющейся реверберации – алгоритм ее работы также не совсем ясен (что понятно, все это – ноу-хау разработчиков), но звучит она приятно.
Определенные изменения произошли в работе модуля Declick, предназначенного для подавления щелчков и тресков. К числу звуковых дефектов прибавился Thump – легкий тупой стук на нижних и средних частотах. А вот количество пресетов уменьшилось – например, исчез «сильно запыленный винил», остался просто «винил». Впрочем, «ветераны» программы могут воспользоваться этим пресетом, открыв файл в 3-й (не в 4-й!) версии RX – после инсталляции на компьютере последней версии предшествующие сохраняются и продолжают работать.
Необычна функция Deconstruct – она позволяет раздельно экстрактировать, усиливать или ослаблять тональную и шумовую компоненты сигнала. В экстремальных положениях регуляторов звуковые результаты получаются очень необычными, но при умеренном использовании обесшумливание производится деликатно и оказывается приятным на слух, и к тому же не требует такого количества настроек, как модуль Denoise.
De-noise
Функция Dither предлагает сохранять файл с разрядностью 8, 12, 16, 20 24 бита, с разной интенсивностью шумоформирования и величины dither. В качестве алгоритма предлагается использовать фирменный MBIT+ от iZotope.
Функция Resample позволяет выбрать частоту дискретизации от 11,025 до 192 кГц и установить необходимую крутизну среза фильтрации.
Многофункциональный модуль операций с каналами Channel Ops позволяет скорректировать азимут магнитных головок при записи с магнитофона, выявить и устранить задержку в одной из дорожек стереозаписи, вычленить либо удалить центральный образ, усилить стереообраз, произвести MS-кодирование и декодирование и т.п.
Появились и в базовой версии программы интересные возможности.
Instant Process tool - эта функция дает возможность применить обработку к выделенному фрагменту прямо во время выделения.
Module Chain
Module Chain: Это своеобразный «рэк», позволяющий одновременно запустить несколько функций по удалению distortion, clicks, interference, background noise, smooth out inconsistent volume and ambience.
Corrective EQ – это развитый параметрический эквалайзер, работающий в аналоговом и цифровом режимах и позволяющий установить коэффициент добротности Q до 400.
Corrective EQ
В комплект версии Advanced входит весомый бонус – программа InSight (в обычных условиях продающаяся отдельно и совсем не дешево). Это плагин для визуального контроля фонограммы, он включает спектрограф, вектороскоп звукового поля (гониометр), динамический спектроанализатор, «историю громкости» в LUFS. Плагин отображает множество динамических характеристик сигнала: пиковый и усредненный RMS-уровень каналов, быструю, среднюю и интегрированную громкость, короткую и моментальную громкость в LUFS и диапазон громкости в LU.
Подытоживая, скажу, что в новой версии iZotope RX 5 Audio Editor звукорежиссеры, инженеры реставрации, инженеры радиостанций и телекомпаний, звукооператоры киностудий, мастеринг-инженеры и другие специалисты получили мощный инструмент для борьбы с дефектами фонограмм, созданный на основе самых последних разработок алгоритмов и исследований в области психоакустики. Конечно, в нем есть еще что совершенствовать, и, несомненно, в следующих версиях мы увидим новые возможности, но и нынешняя версия, безусловно, является лидером отрасли.
13 октября 2015
Анатолий Вейценфельд
Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.
Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.