Звучание барабанной установки, несмотря на большое количество составляющих ее элементов, воспринимается как единое целое, и поэтому вопрос о размещении общей пары микрофонов в данном случае будет иметь определяющее значение. В связи с отсутствием времени на эксперименты микрофонные системы часто выбираются только по техническим характеристикам, характеру источника звука, акустике помещения, а то и по внешнему виду, когда речь идет о видеотрансляции. Таким образом, предпочтение выносится на основе теоретических предположений, а не реального прослушивания всех возможных вариантов записи. Это является проблемой для многих звукорежиссёров, ведь выбор самого способа записи во многом определяет качество звучания итогового продукта.
На сегодняшний день существует большое количество статей, посвященных записи ударных, но они носят скорее справочный характер. Цель данной работы - не просто ознакомить читателя с различными способами записи, а выявить достоинства и недостатки каждого из них на примере анализа аудиофрагментов, и сформулировать рекомендации по целесообразности применения того или иного метода конкретно для каждого музыкального жанра.
В данном исследовании сравнивались наиболее часто используемые микрофонные стереосистемы, такие как XY, ORTF и AB, кроме того, в этот список была включена система, называемая в середе профессионалов «системой Глина Джонса», об особенностях которой будет рассказано ниже. Группа квалифицированных звукорежиссеров оценивала качество звука в предложенных фонограммах, материалом для которых послужили записи барабанной партии в таких жанрах, как поп/рок, фанк, джаз и диско. Был учтен и тот факт, что выбор микрофонной системы определяется не только стилем записываемой музыки, но и её темповыми и метроритмическими особенностями. В конце работы проводится анализ полученных результатов исследования, который сам по себе может служить руководством в принятии решения о том, какую систему лучше использовать в том или ином жанре.
Виды микрофонных стереосистем
Прежде чем переходить к описанию процесса организации записи и анализа фонограмм, необходимо описать характеристики микрофонных систем. Их можно разделить на три группы:
а) совмещенные микрофонные системы;
б) полусовмещенные микрофонные системы;
в) раздельные микрофонные системы.
Совмещенная стереосистема предполагает использование двух направленных микрофонов, расположенных как можно ближе друг к другу (в идеале – в одной точке) и ориентированных под определенным углом. В такой системе рекомендуется использовать направленные микрофоны с наиболее ровной АХЧ, без явных подъемов в какой-либо частотной области, для корректного отображения центра стереобазы. С другой стороны, в качестве эксперимента возможно использование ненаправленных микрофонов с подъёмом АХЧ в области высоких частот для создания эффекта частотной направленности.
К совмещенным микрофонным системам относятся системы XY, MS, Blumlein, среди них самой распространенной является система XY, поэтому именно она была включена в данное исследование. В системе используются два направленных микрофона, акустические оси которых расположены под углом 90 градусов друг к другу (иногда практикуется увеличение угла разворота), при таком близком расположении фазовые искажения сводятся к минимуму, а стереофонический эффект возникает за счет разности интенсивностей сигналов от источника. Благодаря минимальным временным задержкам в сигналах обоих каналов система XY дает правильное соответствие мнимого и реального источника, хорошую локализацию инструментов по стереопанораме и правильный тембральный баланс. С другой стороны, из-за сильного взаимного проникновения сигнала в оба микрофона стереоразделение будет ограниченным и широкую стереопанораму в такой системе получить сложно. Как проявятся эти характеристики при записи ударной установки, будет выяснено далее.
В раздельных микрофонных стереосистемах, в отличие от совмещенных, микрофоны находятся на некотором расстоянии друг от друга. В исследовании задействованы такие системы, как АВ и система Глина Джонса.
В первую очередь рассмотрим популярную и достаточно простую в конструктивном исполнении систему АВ, в которой используются два одинаковых по чувствительности и направленности микрофона (в нашем случае это будут кардиоиды), расположенных на некотором удалении друг от друга. Очевидно, что чем дальше друг от друга будут отстоять микрофоны, тем шире станет стереообраз. Но есть один подводный камень: при слишком большом расстоянии сигнал от источника как бы притягивается к краям, создавая эффект провала фантомного центра стереокартины. Также из-за сложных фазовых взаимных сложений и вычитаний, возникает эффект гребенчатой фильтрации, который заметным образом искажает тембр звука, приходящего из крайних левого и правого положений в сравнении с фронтальной областью, по этой же причине у подобных микрофонных систем снижается и моносовместимость.
Преимущества такой микрофонной системы заключаются в том, что она достаточно хорошо передает пространственную панораму звукозаписи, то есть все те временные искажения, о которых было сказано выше, при прослушивании создают ощущение более «открытого» звучания в сравнении с совмещенными микрофонными системами.
На системе Глина Джонса стоит остановиться подробнее, так как она менее известна. Ее создатель – английский звукорежиссер Глин Джонс (Glyn Johns), имеет прямое отношение к таким знаковым записям 1960-х – 1980-х годов, как альбомы Эрика Клэптона, Стива Миллера, The Rolling Stones, The Who, The Eagles.
Эта система разработана специально для записи ударной установки в помещениях с неудовлетворительными акустическими свойствами. Существуют вполне конкретные указания по её расстановке, а именно: микрофоны располагаются на высоте примерно в 1 метр (от верхней мембраны малого барабана), первый микрофон находится над правой рукой барабанщика и диафрагмой направлен в сторону малого барабана; второй микрофон устанавливается уже над самим малым барабаном и смотрит точно в его центр.
Рис. 1
Основная идея данного метода состоит в максимально точной настройке положения микрофонов с точки зрения фазовых характеристик звука. Для этого после всех манипуляций с расстановкой производится окончательная корректировка расстояний с помощью рулетки - расстояния от центра мембран микрофонов до центра малого барабана должны быть одинаковыми!
По отзывам профессионалов, использующих подобный метод записи, звучание ударной установки получается довольно близким, несколько агрессивным, но в то же время естественным по тембру. Стоит уточнить, что система Глина Джонса дополняется ещё двумя индивидуальными микрофонами – для большого и малого барабанов, но, так как мы рассматриваем исключительно стереосистемы общих микрофонов (так называемых оверхедов), об индивидуальных микрофонах речь не идет.
Полусовмещенные микрофонные системы представляют собой гибрид двух основных групп – совмещенных и раздельных. В таких системах микрофоны располагаются достаточно далеко друг от друга, чтобы говорить о фазовых различиях, но не настолько, чтобы эффект гребенчатой фильтрации выражался так явно, как в раздельных микрофонных системах. Таким образом, плюсом такого гибрида является то, что в стереокартине участвуют как временной, так и интенсивностный фактор, благодаря чему она отличается, с одной стороны, четким стереообразом, с другой – «открытостью» звучания.
К числу наиболее распространенных систем этого типа относятся ORTF, DIN, NOS и Baffle, в нашем исследовании рассматривается система ORTF. Данная система предполагает использование двух кардиоидных микрофонов, разнесенных на 17 см (примерное расстояние между ушами человека) с углом разворота капсюлей 110 градусов. Такое расстояние способствует более широкому изображению в сравнении с совмещенными системами, однако при этом ухудшается локализация кажущихся источников звука. Если предположить, что из-за направленности осей максимальной чувствительности микрофонов не на сам источник, а под углом отображение фантомного центра может быть искажено, то при выборе микрофонов для подобных систем следует руководствоваться рекомендацией, изложенной выше – максимально гладкая АЧХ для точного отображения центра стереокартины и более четкой локализации.
Тестирование стереосистем
Запись аудиопримеров
В процессе работы большое внимание было уделено подготовке тестовых аудиофрагментов. Подобный материал должен обладать достаточной степенью наглядности, чтобы на его основе можно было оценивать характеристики звучания микрофонных систем. Запись производилась в камерном зале Ростовской Государственной Консерватории (Академии) им. С.В.Рахманинова. Всего было записано 32 аудиодорожки в указанных выше жанрах, а именно: фанк, джаз, поп/рок и диско. Все жанры, кроме диско, представлены двумя темповыми вариантами – быстрым и сдержанным. Кроме того, для второй части прослушивания был записан фрагмент исполнения, не имеющий каких-либо характерных стилистических особенностей. Его охарактеризовали как нейтральный.
Запись производилась на четыре микрофонные стереосистемы одновременно для того, чтобы исключить малейшие изменения в игре исполнителя от дубля к дублю, ведь при прослушивании подобная разница в звуке может помешать объективному восприятию музыкального материала. По этой же причине использовались восемь одинаковых микрофонов кардиоидной направленности Октава МК-012. (Следует, однако, учесть, что для разных экземпляров одной модели не гарантируется полная идентичность параметров – прим. ред.). Конечный результат фиксировался в программе Cocos Rieper с помощью многоканальной звуковой карты M-Audio Fast Track Pro Ultra 8R.
Точное местоположение всех микрофонных стереосистем приведено на рис.2 (маркерами помечен центр стереобазы каждой микрофонной системы).
Рис.2
На записи барабанщик играл на установке фирмы Tamburo, которая состояла из следующих инструментов:
- большой барабан – 20"
- малый барабан – 14"
- том – 10"
- том – 13"
- хай-хет (Hi-Hat) Sabian hh – 14"
- тарелка (Сrash) Sabian b8 – 16"
- тарелка (Ride) Bosforus Ferit series – 22"
Барабаны и микрофоны располагались в зале на небольшой сцене так, как показано на рисунках 3 и 4.
Рис.3
Рис. 4
Местоположения для всех четырех систем были определены с учетом того, чтобы они не мешали друг другу, не соприкасались и были ориентированы так, чтобы большой и малый барабаны впоследствии воспроизводились в центре стереоизображения, без перекоса в любую из сторон. В определении высоты положения отправной точкой стало расстояние около 60 см от микрофонов до головы барабанщика. Микрофоны системы АВ было решено разнести на расстояние одной трети ширины всей барабанной установки, в результате получилась величина, равная 43 см.
Прослушивание
Для проведения независимого прослушивания были выбраны десять экспертов, среди которых профессиональные звукорежиссеры с многолетним опытом работы, студенты-звукорежиссеры, а также профессиональные эстрадно-джазовые барабанщики с богатым исполнительским и слуховым опытом.
Каждому была выдана анкета, в которой фиксировались все слуховые впечатления. Сам же процесс прослушивания происходил в условиях, удобных самому испытуемому: дома, в студии звукозаписи, на работе и т.д. (Различные условия прослушивания являются отклонением от строгих правил сравнения, но допустимы, если использовались системы воспроизведения профессионального класса – прим. ред.).
Анкета состояла из четырех разделов. Во вступительной части экспертам предлагалось указать свой возраст, опыт работы по специальности, жанры, с которыми они по большей части работают, а также ответить, опираясь на собственные слуховые предпочтения, которой из четырех систем (XY, ORTF, AB или Glyn Johns) они записали бы каждый из вышеперечисленных жанров (фанк, джаз, поп/рок и диско). Последнее было сделано для того, чтобы выявить предпочтения экспертов до прослушивания записей и сравнить их с конечным результатом, который будет выявлен, исключая всякую предвзятость, ведь ни в одном примере не указывалось, какая микрофонная система была использована в том или ином случае. Таким образом, испытуемые могли полагаться только на свой слух.
В первой части тестирования экспертам предлагалось прослушать примеры звучания микрофонных стереосистем для каждого жанра и выбрать ту, которая, по их мнению, наилучшим образом отражает специфические черты каждого из них. Для этого нужно было указать номер выбранного примера напротив каждого жанра и мотивировать свой выбор, отметив две характеристики из семи предложенных, а именно:
- ширина стереоизображения;
- глубина;
- локализация;
- тональный баланс;
- интенсивность;
- пространство/реверберация;
- открытость;
- в седьмом пункте предлагалось указать собственные характеристики на тот случай, если эксперт посчитает вышеприведенный список недостаточно полным.
Здесь необходимо уточнить, что данные параметры оценки качества фонограмм не являются измененным вариантом протокола OIRT. В нашем случае параметры отбирались на основе результатов неофициального опроса студентов, обучающихся на факультете музыкальной звукорежиссуры, а также специалистов, работающих в области звукозаписи эстрадной музыки. Участников этого опроса просили указать характеристики, приобретающие наибольшее значение при прослушивании записей барабанной установки.
Для того, чтобы у экспертов не возникало затруднений в расшифровке значений параметров, к анкете прилагался листок с описанием каждого из них:
1. Глубина. Возможно ли при прослушивании локализовать отдельные инструменты по глубине их расположения (начиная от плоскости/линии между динамиками и далее назад)?
2. Ширина. Ширина стереоизображения заполняет все пространство между динамиками? Распространяется ли стереоизображение за пределы динамиков?
3. Пространство/реверберация помещения. Можно ли получить четкое представление о помещении, в котором производилась запись?
4. Тональный баланс. Соответствует ли оригиналу звучание записи барабанной установки?
5. Ощущение направления (локализация). Возможно ли определить положение инструментов относительно рабочей области микрофонов?
6. Интенсивность, яркость, насыщенность. Энергетика того или иного стиля игры удовлетворяет ожидаемым требованиям?
7. Открытость. Чувствуется ли "воздух"? Какое ощущение оставляет запись – открытого или зажатого звука?
Вторая часть прослушивания содержала примеры нейтрального исполнения, где было необходимо указать, какому музыкальному жанру наиболее близка атмосфера звучания того или иного примера. Так как музыкальный материал во всех четырех примерах был одинаков, а идентификационные данные каждой микрофонной системы были скрыты от экспертов, прохождение этого этапа тестирования вызвало наибольшее количество вопросов и затруднений, ведь испытуемым нужно было соотносить слуховые впечатления с собственным представлением об эталонном звучании каждого жанра, а суждения подобного рода носят крайне субъективный характер. Этот пункт был включен в исследование для того, чтобы понять, какие именно характеристики, по мнению экспертов, позволяют той или иной микрофонной системе подчеркнуть специфические черты звучания каждого жанра. Пояснить ответ предлагалось, опять-таки, выбрав две характеристики из вышеупомянутых семи.
Наконец, в третьей части исследования экспертов попросили кратко своими словами описать, по каким признакам они отличают тот или иной жанр, а также какие черты звучания они ассоциируют с каждым из них.
Результаты исследования
Представление сводных диаграмм
Все голоса, отданные за ту или иную систему, были подсчитаны и для наглядности отображены в диаграммах. Результаты опроса вступительной части показали, что среди микрофонных систем, которые предпочли бы эксперты, опираясь на имеющийся опыт, первенство между собой делят две системы: ORTF (фанк, как быстрый, так и сдержанный, быстрый джаз) и АВ (джаз в сдержанном темпе, а также поп/рок в обоих темпах). И только в жанре диско с одинаковым количеством голосов лидируют системы XY и Glyn Johns (рис. 5-11).
Рис.5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Ниже представлены результаты первой части – прослушивания примеров микрофонных систем во всех упомянутых жанрах. В быстром фанке наибольшее количество голосов получили системы Глина Джонса и ORTF, в сдержанном – только Глина Джонса.
Рис.12
Рис. 13
Звучание джаза большинству экспертов понравилось в записи системой XY (а также АВ в сдержанном темпе).
Рис.14
Рис. 15
Быстрый поп/рок по мнению экспертов лучше звучит в примере, записанном на систему АВ, а сдержанный – системами Глина Джонса и ORTF.
Рис.16
Рис. 17
Для диско AB предпочтительнее, однако системы Глина Джонса и ORTF набрали достаточное количество голосов для того, чтобы говорить о соответствии их звучания предложенному жанру.
Рис.18
Далее были проанализированы результаты опроса об отличительных чертах звучания каждого жанра из третей части аудирования. Все характеристики собраны в единую диаграмму и распределены по частоте упоминания каждой из них.
Результаты опроса для фанка указывают, что в музыке этого жанра эксперты предпочитают сухой, энергичный звук ударных инструментов с четкой локализацией по стереобазе.
Рис.19
Более 50% экспертов рассматривают интенсивность, как наиболее важную отличительную характеристику звучания барабанов в поп/роке.
Рис.20
Наиболее предпочитаемыми характеристиками звучания барабанной установки в джазе являются естественность, открытость и достоверность передачи акустики помещения.
Рис.21
Предпочтения относительно диско схожи с результатами, полученными в ходе описания жанра фанк – сухое, детализированное, достаточно агрессивное звучание, кроме того, ряд экспертов подчеркнул, что малый динамический диапазон также является характерной особенностью звука ударных инструментов в этом жанре.
Рис.22
В первой и второй частях аудирования экспертов просили выбрать аудиофрагмент с наиболее приемлемым для них звучанием барабанной установки. И в том, и в другом случае испытуемые не знали, в пользу какой микрофонной системы отдавали свой голос, они лишь указывали характеристики, которые мотивировали их выбор. Нижеприведенные диаграммы составлены таким образом, чтобы наглядно представить, как часто та или иная характеристика упоминалась в связи с конкретной микрофонной системой.
В тех случаях, когда эксперты выбирали систему XY, большинство отмечало глубину звучания, открытость и достоверную передачу акустики помещения (в нашем случае это параметр «пространственность», см. рис 23).
Рис.23
Хорошая передача интенсивности звучания, глубины стереокартины и пространства стали основными достоинствами системы ORTF (рис.24).
Рис.24
Что касается системы AB, то здесь большинство экспертов отметили естественную передачу тонального баланса как основополагающую характеристику данной системы. Кроме того, многие выделяли в примерах, записанных с помощью АВ, достаточно широкое стереоизображение и хорошую локализацию (рис. 25).
Рис.25
По распределению количества голосов в диаграмме системы Глина Джонса видно, что эксперты выделяли среди прочих характеристик достаточно четкую локализацию, тональный баланс и пространственность звучания (рис.26).
Рис.26
Сопоставление и анализ полученных данных
Если посмотреть на диаграммы ответов во вступительной части, то станет очевидным, что большинство экспертов до прослушивания примеров предпочли бы системы АВ и ORTF. Это не удивительно и даже в какой-то степени ожидаемо, поскольку AB наиболее часто применяется в области записи барабанной установки, а ORTF, обладая схожими с предыдущей системой характеристиками, сохраняет при этом качество передачи фазовых составляющих сигнала.
Однако, при сравнении результатов предварительного опроса с выбором, который делали эксперты уже во время прослушивания, выясняется, что реальное звучание микрофонных систем не всегда совпадало с ожидаемым. Это означает, что системы АВ и ORTF хоть и имеют достаточно преимуществ, но всё же не являются универсальными для всех интересующих нас жанров.
При подробном рассмотрении состава характеристик, которые были предложены как мотивирующие выбор, становится заметно, что некоторые эксперты указывали одни и те же параметры в отношении разных жанров. Это, скорее всего, говорит о субъективных предпочтениях относительно характера звучания. К примеру, эксперт выделял микрофонные системы, передающие самое широкое стереоизображение, и отдавал им предпочтение во всех предложенных жанрах, несмотря на то, что в некоторых случаях следовало бы уделить большее качеству локализации или характеру передачи тонального баланса. Нужно принять во внимание, что подобные противоречия несколько затрудняют процесс анализа данных и искажают результаты, но это неизбежно в исследованиях такого рода.
Стилевые особенности
Фанк
Результаты третьей части прослушивания указывают на то, что для барабанов в фанке ключевыми характеристиками являются сухой энергичный звук с четкой локализацией по стереобазе. Если мы попробуем найти подходящую систему, руководствуясь показателями диаграмм, то будем ориентироваться на такие параметры, как локализация, интенсивность и тональный баланс. Понятие «энергетики» часто ассоциируется с ярким звуком, которого можно добиться только при наличии достаточного количества высоких частот, поэтому можно предположить, что подходящей окажется система XY, ведь она отображает переходные процессы без искажений. Но, с другой стороны, совмещенные системы в целом дают очень точное представление об акустике помещения, а для жанра фанк качество передачи параметра «пространственность» не является определяющим.
Обратившись к диаграммам, мы убеждаемся в правильности наших рассуждений – по результатам голосования основными достоинствами этой системы являются – глубина звучания, открытость и пространственность.
Следующим этапом можно предположить, что система AB также не даст нужного нам звучания, так как раздельные системы вносят искажения за счет гребенчатой фильтрации. К тому же системы, основанные на временной стереофонии, придают ощутимую ширину и, если можно так выразиться, «масштабность» звучанию, а это не совсем то, что нужно в данном случае.
Остаются ORTF и Glyn Johns. Система ORTF является своеобразным компромиссом между AB и XY. Эксперты отметили хорошую передачу интенсивности этой системой, а вот параметр «локализация», напротив, получил наименьшее количество голосов. Это может быть связано с разными представлениями людей о том, что понимать под этой характеристикой, потому как второе место в звучании системы ORTF отведено качеству отображения инструментов по глубине, а это свойство неотделимо от хорошей локализации. Единственное, что не совсем подходит в звучании данной системы особенностям жанра фанк – это передача пространственности помещения, поэтому можно сказать, что система ORTF подходит для записи это жанра в большей степени, чем две предыдущие, но все же не дает того эталонного звучания, о котором говорили эксперты в третьей части прослушивания.
Последняя и наименее известная система Глина Джонса создавалась для записи в условиях с неудовлетворительной акустикой, из чего можно предположить, что основной идеей была попытка уменьшить количество реверберационной составляющей в записанном сигнале, а это делает звучание более ярким и «сухим» для восприятия на слух. Также, опираясь на тот факт, что при установке большое внимание уделяется позиционированию микрофонов относительно малого барабана (вплоть до сантиметра), можно предположить, что тональный баланс и локализация инструментов по стереобазе будут передаваться без существенных изменений. Изучение диаграмм характеристик, которые предоставили эксперты в процессе прослушивания фонограмм, записанных этой системой, полностью подтверждает вышеизложенные предположения. В итоге, можно сказать, что на основе теоретических предположений наиболее подходящей для записи барабанной установки жанра фанк является система Глина Джонса.
Что же показывают результаты прослушивания фонограмм из первой части нашего исследования, когда эксперты выбирали наиболее понравившееся звучание быстрого и медленного фанка из четырех предложенных вариантов? Для быстрого темпа одинаковым количеством голосов были выбраны системы Glyn Johns и ORTF. Для сдержанного темпа большинство отметило фрагмент, записанный системой Glyn Johns. Из этого можно предположить, что если в быстром исполнении эксперты могли колебаться и делать выбор в пользу более или менее сухого звука (скорее всего это зависело от индивидуальных предпочтений), то для сдержанного темпа данная характеристика крайне важна, и потому даже приверженцы пространственного звучания отдали предпочтения системе Glyn Johns.
Поп/рок
Что касается жанра поп/рок, то здесь большинство экспертов указало на то, что ключевой характеристикой звучания барабанной установки является интенсивность. Также часто упоминались такие параметры, как ширина стереоизображения и плотность. Среди всех микрофонных систем, представленных в нашем исследовании, наибольшее количество голосов за качество передачи параметра интенсивности получила система ORTF, здесь же было отмечено достоверное воссоздание пространственности и глубины стереоизображения.
Подобный характер звучания можно объяснить конструктивными особенностями данной системы: за счет небольшого расстояния между микрофонами эффект гребенчатой фильтрации не столь ярко выражен как, например, у системы AB, благодаря чему переходные процессы передаются с большей точностью, вместе с тем это же расстояние делает стереообраз более широким в сравнении с совмещенными системами. Получается, что ORTF вполне может использоваться при записи жанра поп/рок.
Что же происходит на этапе прослушивания аудио фрагментов? Эксперты ставят ORTF на второе место после системы Глина Джонса в сдержанном варианте исполнения этого жанра, а вот в подвижном отдают предпочтение системе AB, на втором месте опять Glyn Johns.
Учитывая полученные результаты, сконцентрируемся на особенностях этих двух систем. Диаграмма характеристик AB указывает на отличный тональный баланс, ширину стереоизображения и локализацию, получаемые при записи этой системой. Широкая стереокартина получается за счет расположения микрофонов на некотором отдалении друг от друга, а вот большое количество голосов в пользу тонального баланса и локализации, скорее всего, говорит о том, что отсутствие угла разворота между микрофонами сказывается на качестве передачи этих характеристик. Предпочтение этой системы также можно объяснить ее невероятной популярностью при записи ударной установки (это подтверждают результаты опроса из вступительной части исследования). Таким образом, записанный звук заочно уже знаком большинству слушателей, а это немаловажный мотивирующий фактор, который мог повлиять на выбор экспертов.
В отношении системы Глина Джонса, которую эксперты поставили на второе место в подвижном темпе и на первое в сдержанном, нельзя сказать, что ее звучание было знакомо слушателям, следовательно, выбор был обусловлен какими-то особыми параметрами, подчеркнувшими характерное звучание барабанной установки в этом жанре.
Данные диаграммы указывают, что локализация, естественный тональный баланс, пространственность и ширина стереоизображения являются наиболее ярко выраженными параметрами данной системы. Вызывает недоумение понятие «пространственности» в данном случае, ведь система по своему назначению должна передавать ярке, близкое и относительно «сухое» звучание. Вероятно, здесь также имеет место расхождение в представлении о том, что следует понимать под этой характеристикой, ведь система раздельная, поэтому она в любом случае будет звучать несколько «масштабнее» той же ORTF. В целом можно сказать, что эксперты могли отдать предпочтение этой системе за ее яркий звук, широкое звучание и отличную читаемость инструментов в общей звуковой картине.
В итоге, если исходить из теоретического описания экспертами особенностей жанра поп/рок, наиболее подходящей для записи этого жанра является система ORTF. Но на практике, в процессе прослушивания, испытуемые единогласно отдавали предпочтения системам, которые помимо широкого, открытого звучания обеспечивали хороший тональный баланс между инструментами барабанной установки.
Джаз
Согласно результатам нашего опроса наиболее предпочтительным для джаза является открытое, естественное звучание с ощутимой реверберацией помещения. Причем естественное звучание большинство экспертов отметили как наиболее важную составляющую звука. При прослушивании аудиофрагментов основное количество голосов распределилось между абсолютно разными по конструктивному исполнению и особенностям микрофонными системами – AB и XY. Если исходить из предпочтений, высказанных экспертами относительно звука ударных в джазе, то понятие естественности можно связать с параметром «тональный баланс», который воспринимается как естественный звук. Глядя на диаграммы характеристик микрофонных систем, мы видим, что эта особенность в большей степени проявляется у системы AB. Что же касается открытости звучания, то здесь, опять-таки, следует учитывать субъективность суждений каждого эксперта, поэтому понятие ширины звучания, которое данная система передает в полной мере, можно ассоциировать с открытым, объемным звуком.
При оценивании фонограмм эксперты не во всех случаях отдавали предпочтение этой системе. Так, например, в сдержанном варианте голоса распределились поровну между AB и XY, а вот в более подвижном варианте AB стоит на втором месте после той же XY. Возможно, искажения, возникающие за счет гребенчатой фильтрации, влияют на тональную окраску звука, и подобный эффект воспринимается неоднозначно в аудиофрагментах с различной метроритмической структурой. Что касается системы XY, звучание которой понравилось экспертам больше всего, то в ее диаграмме характеристики, отмеченные как наиболее важные для этого жанра, получили почти равнозначное количество голосов. Т.е. XY одинаково хорошо передает как реверберационную составляющую, так и тональный баланс, кроме того, эксперты особенно высоко оценили передачу этой системой перспективы звучания инструментов.
Все вышеперечисленные особенности свойственны совмещенным микрофонным системам, так как возможные фазовые искажения сводятся к минимуму благодаря отсутствию расстояния между капсюлями. В то же время такое расположение делает воспринимаемый звуковой образ гораздо более компактным в сравнении со звуковой картиной, получающейся при записи с помощью AB.
Что же можно сказать об оставшихся двух микрофонных системах, которые получили меньшее количество голосов? Glyn Johns можно отбросить сразу, поскольку яркое, детализированное звучание не совсем то, что нужно в данном виде жанра. В сравнении с ней ORTF, конечно же, более предпочтительна, но, несмотря на ее довольно объемное, открытое звучание, тональный баланс все же передается не столь хорошо, как хотелось бы. Видимо, угол разворота между микрофонами в сочетании с небольшим, но все-таки существенным расстоянием, сказывается на качестве передачи этой характеристики (чего нет у AB), и поскольку естественность названа наиболее важной составляющей звука этого жанра, данная система не совсем подходит для записи барабанной установки в джазе.
Конечно, хотелось бы сформулировать четкие рекомендации относительно выбора системы для записи данного жанра. Если следовать полученным результатам, это будут AB и XY, но очевидно, что и в том, и в другом случае общая звуковая картина получится разной. Наверное, на выбор эталонного звучания повлияли индивидуальные предпочтения экспертов. Любители более широкого, ясного звука отдали предпочтение AB, а люди, считающие, что барабанная установка в джазе должна звучать более компактно, остановили свой выбор на XY.
Диско
Описывая характер звучания барабанов в стиле диско, эксперты испытывали небольшие затруднения, поскольку в этой музыке чаще используются семплированные музыкальные инструменты. Тем не менее, данный вид исполнения был включен в исследование ввиду большой популярности в среде коллективов, исполняющих эстрадную музыку. Предпочтения относительно диско схожи с результатами, полученными в ходе описания жанра фанк – сухое, детализированное, достаточно агрессивное звучание, кроме того, ряд экспертов подчеркнул, что малый динамический диапазон также является характерной особенностью звука ударных инструментов в этом жанре.
На основе предыдущих теоретических измышлений можно сразу же предположить, что система Глина Джонса придаст нужную окраску звучанию благодаря своим специфическим особенностям. И действительно, при прослушивании аудиофрагментов эксперты поставили эту систему на второе место после AB.
Систему AB выбрало большинство слушателей, но это, опять же, может быть связано с индивидуальными предпочтениями. И у той, и у другой системы в диаграммах характеристик особо выделяются качества передачи тонального баланса и локализации инструментов, разница в том, что звучание Glyn Johns будет более «сухим», менее окрашенным реверберацией помещения, но при этом объем и ширина будут достаточно ощутимыми, поскольку данная система является раздельной.
У AB звуковой образ будет более открытым и широким, так как здесь положение микрофонов относительно барабанной установки несколько иное. Примечательно, что по причине неизбежных фазовых искажений ни та, ни другая система не дают отчетливого отображения инструментов по глубине, что делает общую звуковую картину довольно «плоской». Но в данном случае это является, скорее, достоинством, чем недостатком, так как чрезвычайно сложная и насыщенная по количеству элементов аранжировка жанра диско не располагает к естественности и «трехмерности» звучания ударных инструментов.
С этой позиции XY и ORTF менее удовлетворяют требованиям жанра. Также вызывает вопрос параметр «интенсивность», который в диаграммах характеристик XY и ORTF выражен гораздо более ярко, чем у AB и Glyn Johns, но так как XY и ORTF получили гораздо меньшее количество голосов, выходит, что недостаток ширины звучания, качества локализации и тонального баланса перевесили значение данного параметра. В заключение можно сказать, что на этапе подсчета голосов ожидались одинаковые результаты по выбору микрофонных систем для фанка и диско, так как характеристические особенности этих жанров совпадают. Итоговые же данные показали, что эксперты разошлись во мнениях. Это говорит о том, что в процессе прослушивания были замечены отличия в звучании этих жанров, которые не были отображены в третьей части прослушивания, в результате чего распределение голосов немного изменилось.
Заключение
В данном исследовании были рассмотрены четыре микрофонные стереосистемы, применяемые в практике записи барабанной установки в качестве оверхедов. Подробным образом были изучены их характеристические особенности, проведен опрос музыкантов и специалистов области звукозаписи и на основе полученных данных сформулированы рекомендации о целесообразности применения того или иного метода конкретно для каждого музыкального жанра.
Конечно же, результаты прослушивания, как и сами рекомендации, нельзя назвать однозначными по многим причинам. Самая главная из них – субъективизм. В одних случаях он выражался в неоднозначности суждений относительно характеристик звучания, в других – был продиктован особенностями музыкального вкуса. Необходимо учитывать и тот факт, что аудиопримеры, предоставленные экспертам для анализа, хоть и были записаны с максимальной точностью, все же не представляют собой эталон звучания.
Но, несмотря на эти сложности, анализ оценочных суждений экспертов позволяет понять, чего следует ожидать от звучания той или иной микрофонной системы в условиях записи музыки различных стилей и направлений, и поможет выбрать верное направление в поиске нужного звука ударных в жанрах фанк, поп/рок, джаз и диско.
01 сентября 2015
Галина Караичева, Александра Зеленина
Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.
Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.