все о профессиональном звуке

Dolby Atmos приходит в живой звук

С момента запуска технологии Dolby Atmos с анимационным фильмом Brave компании Disney/Pixar прошло почти восемь лет. Компания Dolby расширила применение своего объектно-ориентированного иммерсивного звукового формата в потоковом контенте, виртуальной реальности, играх и, совсем недавно, в музыкальной звукозаписи в партнерстве с UMG и Warner Bros. Теперь компания продвигает свой музыкальный бренд Dolby Atmos на живые музыкальные площадки.

“Мы работаем с артистами, звукозаписывающими лейблами, потоковыми сервисами и производителями устройств, чтобы максимально широко использовать музыкальный опыт Dolby Atmos", - говорит Джед Хармсен, вице-президент Dolby по кино и контент-решениям. “Наша цель с новым приложением Dolby Atmos for Live - создать более привлекательный и захватывающий опыт живой работы на концертных площадках.”

Конечно, традиционные студийные технологии с множеством дублей и кропотливого монтажа не подходят, когда от Dolby Atmos требуется функционирование в реальном времени. Поэтому для точной настройки систем при  использовании в реальном времени компания внедряет Dolby Atmos на различных живых мероприятиях, накапливая при этом опыт, данные и отзывы пользователей.

Первой публичной попыткой Dolby в использовании Dolby Atmos в живом применении стала церемонии вручения премии American Music Awards в Microsoft Theater в Лос-Анджелесе в конце 2019 года. Работая с компанией Dick Clark Productions, Dolby представила выступления отдельных песен Dua Lipa, Lizzo и Post Malone в своем иммерсивном формате. "Реакция была намного большей, чем я ожидал”, - говорит Хармсен.

Фото статьи

Во время Недели Грэмми в феврале компания пошла еще дальше, поставив в новом формате полное выступление рэпера Meek Mill в NeueHouse Hollywood. Примерно в это же время компания работала с Карлосом Сантаной, чтобы представить в Dolby Atmos его ангажементные выступления в House Of Blues Las Vegas на курорте Mandalay Bay.

Фото статьи

“Мы действительно сосредоточены на стационарных площадках, где мы проектируем весь комплекс – помещение, визуальные инструменты и пользовательский интерфейс — чтобы заставить его работать”, - объясняет Хармсен. – Причина тут двоякая. Во-первых, закрытые залы обычно более управляемы, чем открытые пространства. Во-вторых, мы можем приобрести больше рабочего и инсталляционного опыта на стационарной площадке, где мы можем увидеть, как разные артисты используют одну систему, по сравнению с туром одного артиста в нескольких залах.

Этот способ работы также предоставляет Dolby дополнительное время, необходимое для расширения и дополнения уже имеющейся в зале стереосистемы и ее оптимизации для презентаций Dolby Atmos. Этот процесс, безусловно, может быть сложным в таком месте, как House Of Blues Las Vegas, где больше зрителей находится в сидячем партере, чем внизу на танцполу, и пространство имеет необычную форму и планировку.

“Как мы можем достичь нужного результата как на танцполу, так и в зоне партера, чтобы добиться как можно большей зоны оптимизированного звучания, и при этом управлять впечатлениями слушателей? Это легко сделать, если повесить бесконечное количество динамиков, но тогда никто не увидит шоу. Я думаю, мы придумали действительно элегантное решение, чтобы обеспечить звуковое  покрытие", - говорит Хармсен. Компания работала с Sound Image, чтобы расширить звуковую систему зала для представлений Сантаны, которые в настоящее время запланированы на май, сентябрь и ноябрь.

В то время как все компоненты традиционного стереокомплекса, как правило, выровнены по времени задержек, это не обязательно делать в работе с системой Dolby Atmos, продолжает Хармсен. “Если все будет идеально выровнено по времени и вы будете работать с панорамой, вы не получите ощущения панорамирования. Вы хотите, чтобы звук шоу в целом был связным, когерентным и устойчивым. Но мы хотим убедиться, что когда саунд-дизайнеры решают перемещать элементы звучания в пространстве или добавлять статические звуковые объекты, слушатель замечает этот эффект, и он не нивелируется выравниванием задержек”.

Фото статьи

Система оснащена функцией обучения, удобной, когда вы первые микшируете в Dolby Atmos, замечает Кевин Мэдиган, FOH-звукорежиссер Сантаны с января 2019 года: “у вас больше нет левой и правой шин, чтобы отправить в них готовый микс. Это очень многое меняет.” 

Другой момент заключается в том, что назначение элементов микса в качестве объектов предоставляет звукорежиссеру набор инструментов, которые дают ему еще больше творческих возможностей, или более полезны для преодоления проблем. Мэдиган назначал группы, а не отдельные входные каналы в качестве объектов. "Возможности консоли SD5, безусловно, были задействованы”, - говорит он. “Учитывая сложность проекта, я использовал до 41 стереогрупп. Это самая сложная сессия DiGiCo, которую я когда-либо писал”.

Перкуссионисты Сантаны на сцене справа и слева могут занимать много неподвижного места в стереомиксе, но Atmos позволил Мэдигану расширить звуковую сцену. “Возможность раздвинуть их пошире и расположить вдоль боковых стен - это классная и уникальная вещь", - говорит он.

Чтобы добиться еще большего разделения, говорит он, можно посылать отдельные элементы на отдельные акустические системы. “Это делать проще, чем пытаться сделать это с помощью компрессии и эквализации мастер-микса и «вырезания» пространства. "Кроме того, поскольку высокочастотные компоненты звучания перкуссии могут быть легко локализованы слушателем, небольшое движение этих элементов очень заметно на слух”, - говорит Мэдиган.

Точно так же, по его словам, он мог бы поместить в центр зала гитарные соло. “Я не двигал фейдеры, чтобы вывести гитарные соло. Это было просто изменение движения, которое вывело соло вперед из микса.”

Что касается творческого подхода, Dolby Atmos позволяет звукорежиссеру сформировать у аудитории впечатление, которое стереосистема просто не может дать. “Возможность создать эффект органа Хаммонда с вращающимися динамиками Лесли -это действительно круто", - сообщает он.

Программное обеспечение Dolby panner, которое также используется в постпродакшн-приложениях, генерирует метаданные динамического пространственного позиционирования для каждого объекта в процессоре. Если смотреть в будущее, то эта технология управления, в настоящее время находящаяся в стадии “продвинутой бета-версии” для использования в Live Sound, скорее всего, станет более тесно интегрированной с  продукцией других производителей.

В то же время Dolby осваивает опыт своих взаимодействий с звукорежиссерами, чтобы лучше оптимизировать программное обеспечение для живых музыкальных и театральных представлений. “Мы хотим убедиться, что наш набор решений охватывает все основные задачи, оставаясь при этом гибким и облегчая процесс создания проекта. Мы хотим иметь возможность охватить все виды применений одним набором решений, но убедиться, что они практически доступны и не слишком сложны для реализации”, - говорит Хармсен.

29 апреля 2020

Анатолий Вейценфельд

Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым.

Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.

Новые статьи

Итоги XIX Конкурса имени Бабушкина

18 мая 2022

Церемония награждения лауреатов

11 мая 2022

Участники XIX Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина

10 апреля 2022

Положение о Девятнадцатом Всероссийском конкурсе творческих работ студентов-звукорежиссеров имени В.Б. Бабушкина

02 марта 2022

149 конгресс AES – научные результаты

10 января 2021

Звукорежиссеры на Национальном открытом чемпионате творческих компетенций Artmasters

30 октября 2020

148 конгресс AES - научные результаты

12 августа 2020

Стереофонические микрофонные системы

01 июля 2020

Аналоговые системы шумоподавления

19 июня 2020

Результаты XVIII Всероссийского Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. В.Б. Бабушкина

02 мая 2020